Найти тему

Место встречи изменить нельзя: Вся правда о легендарном фильме

Оглавление

Уважаемые читатели! Продолжаем рассказывать об известных и не очень детективах, и фильмах около криминальной тематики, которые когда-либо выходили на экраны. В предыдущей статье мы рассказывали о таком замечательном фильме как «Джентльмены удачи». Сегодня речь пойдет о не менее легендарной картине - фильме « Место встречи изменить нельзя».

Шарапова чуть не сыграл... Промокашка!


Казалось бы, о фильме «Место встречи изменить нельзя» известно почти все. Но знаете ли вы, что, к примеру, у Груздева был реальный прототип — обвиняемый в убийстве жены ученый? И почему Высоцкому — Жеглову пришлось один раз в фильме надеть мундир НКВД? Кроме того, противостояние Жеглова и Шарапова, оказывается, уходит корнями в... русскую философию!

«Атас»!

Любимый советский детектив «Место встречи изменить нельзя» стал настоящей классикой отечественного криминального кино. Фильм вышел ко Дню милиции в 1979 году, - на пике советского кинематографа, когда, например, в тот же год вышли и первый фильм о Шерлоке Холмсе, «Три мушкетера», «Осенний марафон». «Место встречи» Станислава Говорухина стал яркой зарисовкой непростых послевоенных лет: бывшие фронтовики в милиции, продовольственные карточки, разгул криминала. Антураж тех лет показан здорово. Снятая по книге «Эра милосердия» братьев Вайнеров кинолента получила собственную, несколько отличную от книги жизнь. И именно за это ее любят и смотрят.

Герои фильма стали одними из самых узнаваемых персонажей в СССР, их любят и цитируют.

«Вор должен сидеть в тюрьме!» - это выражение знают даже дети.

Многим, например, знакома песня группы Любэ «Атас».

Высоцкий надул Вайнеров

Главный положительный герой книги - молодой милиционер Володя Шарапов - иногда чуть, а иногда и сильно блекнет на фоне напористого и харизматичного Глеба Жеглова в блестящем исполнении Владимира Высоцкого. Концепция романа Вайнеров была другой: наступающая после страшной войны эра милосердия должна была быть эрой честного и доброго Шарапова. Получилось совсем наоборот. В фильме пацифизм не прошел, зрителям понравилось «добро с кулаками» от Глеба Егоровича.

Высоцкий очень хотел получить роль Жеглова. Авторы «Эры милосердия» братья Вайнеры (они же сценаристы «Места встречи») остановились именно на кандидатуре Высоцкого, который сам пришел к ним «на утверждение», сказав, что он прочитал роман за один день и никто лучше него Жеглова не сыграет. Позже и худсовет быстро его утвердил. Хотя, по воспоминаниям режиссера фильма Станислава Говорухина, Высоцкий мог прочитать роман Вайнеров только во время съемок, «утверждению» у Вайнеров способствовало его безграничное обаяние.

Труднее было с выбором Шарапова, на место которого серьезно рассматривали несколько кандидатов. Роль самого честного милиционера даже предлагали Промокашке (актеру Ивану Бортнику), но, видимо, физиогномически тот не угодил худсовету. Впрочем, со своей ролью «шестерки» у Горбатого он справился на отлично. В итоге Шарапова сыграл Владимир Конкин. Как говорят, к неудовольствию братьев Вайнеров. По их мнению, Конкин не тянул свою роль рядом с Высоцким и вообще терялся под его напором. С главным отрицательным героем в исполнении Армена Джигарханяна пришлось серьезно поработать гримерам на стадии подготовки к съемкам. На этом настаивал Станислав Говорухин. Приятное лицо Армена Джигарханяна (не говоря уже про накладной горб) изменили до неузнаваемости.

Почитатели таланта Владимира Высоцкого наслаждаются его импровизаторской работой в фильме. Но создатель картины Станислав Говорухин также не боялся иногда оставлять его за себя на месте режиссера. Отдельные эпизоды, вошедшие в фильм - в частности, сцена с Кирпичом, - принадлежат именно режиссерскому гению Высоцкого. Кирпич все никак не выходил смешным, хотя в книге был описан действительно смешно. Тогда Высоцкий и предложил зарисовку с шепелявым и глуповатым карманником. Собственно, он практически сам и написал эту сцену для героя Станислава Садальского. Талант во всем. Хотя его воля и энтузиазм, о чем позже вспоминал Владимир Конкин, иногда подавляли всех, кто мог оказаться вместе с ним в кадре и за кадром. Даже с главным режиссером Говорухиным у них однажды возник конфликт, из-за чего Высоцкий какое-то время не появлялся на съемочной площадке. В результате сцену погони за Фоксом на «Студебеккере» снимали без Владимира Семеновича. Позже Высоцкого «наложили» в эту сцену при помощи комбинированных съемок. И это был не единственный конфликт.

Жеглов и Шарапов, как Толстой и Ильин

Еще до съемок Говорухин и Высоцкий договорились, что Владимир Семенович, вопреки своему желанию, не будет исполнять в фильме никаких своих песен. Режиссеру нужен был Жеглов, а не Высоцкий, который его играл и мог перетянуть одеяло на себя как на Высоцкого. Всенародно известного. Но все-таки одну песню Высоцкий исполнил. Правда, не свою, а Александра Вертинского. Единственный раз появившись в парадном мундире капитана НКВД (одно из пожеланий консультанта фильма генерал-лейтенанта Никитина!), Жеглов аккомпанирует себе на пианино и поет «Лилового негра», но и то урывками - вперемежку с разговором с Шараповым.

Как многие отечественные фильмы, «Место встречи изменить нельзя» даже больше интересен характерами своих героев, их диалогами и общим антуражем, чем общей сюжетной линией. Психология отношений главных героев друг с другом проходит через весь фильм. Как точно назвал их герой Сергея Юрского Груздев, «добрый и злой следователь». Только, в отличие от ролевой игры на допросе, герои фильма действительно противостоят друг другу внутренне и внешне от начала до конца.

С одной стороны, это необходимость для власти определиться со своим местом в только что родившейся после войны советской нации. И хотя в фильме побеждает позиция Жеглова (он так и говорит: «милосердие - поповское слово»), вопрос о первостепенности закона во властных структурах остается открытым до сих пор, и политический строй оказывается второстепенным. С другой стороны, это противостояние Жеглова и Шарапова уходит глубже в русское самосознание, по крайней мере, в метафизический спор Л. Толстого и И. Ильина: стоит ли сопротивляться злу силою? История показывает, что сильный, обычно, побеждает в этом споре.

«В бою обретешь ты право свое» - один из лозунгов революции.


Банда состояла из... передовиков

Но между тем у истории с пресловутой «Черной кошкой», помимо идей из русской философии, есть вполне реальные основания. Банда налетчиков, грабившая подмосковные магазины и сберкассы, существовала на самом деле, но не в 1945 году, а в начале 1950-х. И главарем был не пожилой вор в законе Горбатый, а вполне респектабельный и молодой передовик оборонного завода Иван Митин. Банда была жестокой и действовала дерзко. На их счету несколько убийств, в том числе милиционеров. Вел это дело следователь Владимир Арапов. Именно он послужил прототипом Шарапова у братьев Вайнеров.

Банду удалось обезвредить незадолго до смерти Сталина в 1953 году. За время своих разбоев, им удалось украсть около пятисот тысяч рублей - сумма огромная по тем временам. Собственно, на след банды не могли выйти так долго, потому что преступников, как и положено, прорабатывали среди «блатных» - в криминальной среде, в то время как костяк банды составляли ни разу не сидевшие в тюрьме молодые люди, что и сбивало следствие с толку. Это существенное различие реальных прототипов и героев «Места встречи». Возможно, режиссер Говорухин что-то такое чувствовал, но снимать советское кино нужно было четко: только настоящие бандиты и только настоящие милиционеры. Не нужно было делать жестокого главаря банды из передовика производства, потому что его в принципе не могло у нас существовать.

-2

Кстати, фоновая история с Груздевым (в исполнении Сергея Юрского) в действительности имела место быть, - у интеллигента Груздева был реальный прообраз. Так, в 1944 году сотрудникам МУРа удалось доказать невиновность гражданина Е. И. Миркина - кандидата медицинских наук, - который сначала был ошибочно обвинен в убийстве своей жены.

Интересно также, что изначально фильм планировался семисерийным, но Гостелерадио настояло на сокращении кинокартины до пяти эпизодов. Что-то пришлось сжимать монтажом, а что-то просто удалять. В частности, были вырезаны воспоминания Шарапова о войне в том эпизоде, когда он узнал своего фронтового товарища Левченко (в исполнении Виктора Павлова). Также с героического эпизода поимки Шараповым и Левченко немецкого «языка» во время Великой Отечественной войны картина должна была и начаться. Но эта сцена тоже не вошла в финальную версию. Об этом к 35-летию выхода фильма написал в своем блоге Стас Садальский.

Как бы то ни было, «Место встречи изменить нельзя» остался в памяти таким, каким получился. Для кого-то роль в фильме стала вершиной кинокарьеры, для кого-то дебютом. У создателей картины, и в первую очередь у Владимира Высоцкого, были намерения снимать ее продолжение. Но смерть артиста оборвала эти замыслы. И именно в существующем виде «Место встречи» любят и пересматривают уже несколько поколений зрителей. В том числе и родившиеся много позже года его выхода.

Будем благодарны за лайк. Обязательно Подпишитесь, у нас еще столько интересного!