Найти тему
Автобаза

А теперь – Горбатый!

Заз-965 – «Запорожец». Я думаю, что многие знают и помнят эту микролитражку. В Советском Союзе он был самым массовым и доступным средством передвижения. После того, как прекратился выпуск автомобилей «Москвич-401», а завод приступил к производству более комфортабельной и более дорогой серии «Москвич-402», остро встал вопрос о разработке не дорогого семейного автомобиля. Все работы по этому проекту возложили на тот же МЗМА – (Московский Завод Малолитражных Автомобилей). Для ускорения процесса, было закуплено и изучено большое количество зарубежных моделей. В конечном итоге, выбор пал на итальянский «Fiat-600». Его заднемоторная компоновка, давала хорошую компактность и простоту конструкции. В итоге, у первого прототипа - МЗМА-444, от Фиата осталось только внешнее сходство.

Fiat-600
Fiat-600

Новый автомобиль получил полностью переделанную подвеску и V-образный четырех цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением, мощностью 23 л.с. Хотя перед этим экспериментировали с установкой мотоциклетных моторов МД-65, мощностью 17,5 л.с. Естественно они оказались слабыми и не долговечными. После разработки прототипа, он был передан на Запорожский завод сельхоз. машин «Коммунар», для дальнейшего усовершенствования и серийного производства, поскольку МЗМА на тот время не имел достаточных мощностей для выпуска новинки, да и плюс ко всему вплотную занимался своим новым детищем – «Москвич 402». Серийное производство «горбатого» утвердил лично Н.С.Хрущев. После того, как его прокатили на «Запорожце» по территории Кремля, Никита Сергеевич назвал автомобиль хорошим подарком рабочим. Серийная сборка «Жужиков», как еще в народе называли новую машину, началась осенью 1960 года.

Запорожец 1960 г. выпуска
Запорожец 1960 г. выпуска

Рабочие конечно обрадовались подарку за 1 800 руб., и даже полюбили «Заз-965», но он не всегда отвечал взаимностью. Основные нарекания были на перегрев двигателя, производство которого передали в Мелитополь, на завод МеМЗ. По идее, он должен был устанавливаться спереди, чтобы ловить встречные потоки воздуха, при этом попутно охлаждаясь. Ругаясь, авто владельцы говорили: «Чем думали, туда и поставили», намекая на заднемоторную компоновку агрегата. Но у «Горбатого» были и положительные качества. За счет загруженности заднего ведущего моста двигателем, он обладал просто фантастической проходимостью по бездорожью, маневренность и управляемость тоже были на высоте. Отремонтировать двигатель не составляло труда даже на трассе, что являлось немаловажным фактором, ведь постоянная работа в экстремальных условиях перегрева, значительно сокращала его ресурс. В общем, владельцы «ЗАЗ-965» постоянно ломали голову и боролись с его основной болезнью, высокой температурой двигателя. Но существовал еще один фактор, который несколько омрачал репутацию «Запорожца». Отсутствие водяного охлаждения двигателя, сделало не возможным применение классической схемы отопления салона автомобиля. Долго чесали голову инженеры, в поисках приемлемого варианта, пока не установили автономный отопитель, работающий на бензине, в салон «Горбатого». Но на самом деле, проблема не решилась, а наоборот, только добавила хлопот. Отопители загорались во время работы, работали с перебоями, в самый не подходящий момент отказывали. Долго занимались решением этой проблемы заводчане и гаражные самоделкины. Но эта функция автомобиля так и осталась самым капризным и ненадежным агрегатом.