Тему ребрендинга буду закрывать граблями, на которые все наступают. Не про «старый лого лучше» и «цвета везде разные», а аспекты, которые остаются за кадром, выходя в свет в самый неподходящий момент.
1. Теоретическое обоснование должно быть внятным и логичным.
• Плохой пример от ЛАНИТ : «Синий цвет паруса символизирует постоянство, упорство, преданность, самоотверженность и серьезность». Набор слов, который можно продолжать бесконечно.
• Хороший пример от Открытые Технологии : «Выбран и новый корпоративный цвет — энергичный малиново-красный — в противовес традиционным для системных интеграторов холодным оттенкам, что должно символизировать неординарность и яркость фирмы».
2. Раз уж сменили цвета и логотип, то везде. Тут нет места жалости и экономии – всю сувенирку в печь, офис переоформить, сменить вывески, наклейки и прочую атрибутику. Старый лого нагло забирается в самые дальние углы и живет там годами. Особо уютные места: корпоративная подпись сотрудников и визитки.
3. Отдельный кусок работы – чистка онлайн-пространства от старого логотипа, рассылка и контроль партнеров/подрядчиков. Даже через 5 лет в поисковой выдаче вы будете видеть свой старый логотип, с этим ничего нельзя сделать, но можно минимизировать. В ИТ весомый кусок маркетинга ко-брендинг с вендорами/интеграторами, придется всех информировать и задалбливать просьбами поменять. Тоже касается СМИ и организаторов мероприятий.
4. PR-поддержка. Нет, речь не про схему релиз разослали-забыли. Чтобы снять дискомфорт, целевым группам нужно внятно разъяснить от первых лиц компании зачем вы все это затеяли, что изменится в работе, а что планируете сохранить.
5. Для действующих клиентов нужна отдельная программа информирования. Будет нехорошо, если они узнают о переменах случайно, из СМИ, например. Пусть эта информация будет преподнесена адресно и несколько раньше, чем всему рынку.
6. Сотрудники. Работу с ними стоит начинать задолго до презентации итогов ребрендинга. Сопротивление гарантированно. Большая часть никогда не поймет в чем смысл проекта, остальные скажут, что получилось отстойно. Возможно, они будут правы, но это уже неважно.
Важно, чтобы сотрудники не несли свое «экспертное» мнение за периметр компании. К запуску бренда из них нужно сделать союзников, носителей корпоративных ценностей в новой интерпретации.
В ИТ-отрасли нет бюджетов на массированную атаку по телевизору, приходится идти к клиенту другими путями. Именно поэтому степень влияния всех «мелочей» на конечный результат огромна. В отсутствии доминантного канала, восприятие выстраивается равномерно из разных источников. Все их придется держать под контролем.
И цвета все-таки должны быть одинаковыми. Даже писать об этом как-то неудобно. Но когда на брошюру ложится визитка другого оттенка и все это складывается в папку со старым лого (ну не выкидывать же их), становится мучительно больно. Бантики — это ничто, скажут многие. Но в мятых и грязных бантиках отличниц не бывает.