" Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце" – сказал Марк Твен.
И хороший психолог следует этому принципу. Не надо "бросать" клиенту правду, к которой он может быть не готов.
А что еще скрывают психологи, о чем не делятся с клиентами?
Нам скучно – а у вас "уникальная ситуация"
Каждый клиент уверен, что уж его-то ситуация – уникальна и должна вызвать у психолога интерес.
Крайне сложно сказать клиенту как есть – что на самом деле "и это уже слышали", "да, и такое бывает – на этой неделе вы уже 7й с такой проблемой". Приходится об этом помалкивать и ждать...
Всякая ситуация уникальна, но новые симптомы появляются крайне редко. А все остальное "уже слышал", "уже знакомо".
Чтобы понять, каково психологу, представьте, что вы повар и варите суп под заказ. И каждый клиент уверен, что уж его суп, его заказ – это то, чего вы вообще никогда не готовили! Ну, может, пару раз в жизни. Вот вы сейчас ка-а-ак удивитесь!
А на деле – вы варите этот борщ через день.
Подскажи мне выход...
Очень легко сорваться с места в карьер и принести совет, подсказку, решение тому, кто страдает и мучается.
Но грамотный психолог (и я в том числе) тормозит себя, не спеша дать однозначный ответ. Потому что
принять решение за клиента = принять ответственность за его действия.
Отвечать за ребенка можно. Отвечать, что натворит взрослый человек – никак невозможно.
Плюс еще играет роль:
- затыкали ли клиента родители ("мы знаем лучше")
- в каких чувствах человек сидит (тревожному - хоть капельку определенности)
- в каком он процессе (например, злится на меня или наоборот, сильно идеализирует)
- чего бы хотел на самом деле (решения - или разрешения сделать по-своему, разрешения ошибиться?)
Сладкие-гадкие игры: ты хороший, но плохой
Мы молчим еще и в те моменты, когда переживаем два клиентских периода. Медовый и дегтярный.
Однажды, чтобы довериться, человек ощущает психолога самым-самым лучшим. Изливается медом, патокой, сахаром. Хвалит, жужжит в уши знакомым (а те порой отшатываются от него как от чумы, потому что выглядит странно).
Этот "медоточивый период" пройдет, а доверие останется. Остается только молчать о том, что я на самом деле не такая, и я в курсе))
И второй период. Злость, ярость, споры, все что не досталось родителям в 2-3 года или в подростковый период – достается в виде бочки дегтя психотерапевту.
В этот момент важно суметь принять этот деготь, злость, раздражение, разочарование ("я думал - а вы!"). Не открещиваться от него (иначе это ощущается как игнорирование).
Но про это тоже молчат. Что клиент сейчас так сильно злится, что я столько не сделала и не сделаю, чтобы и правда заслужить такую злость. И что я в курсе, что этот "плач Ярославны" скорее адресован маме-папе...
Вы должны быть таким, таким и таким
Клиенты видят в первую очередь функцию, а не человека. Этакий "подорожник от всех душевных ран". И это нормально, в принципе. Пока клиент не начинает "качать права", доставая из запасов образ "Настоящего Психолога".
- А чего вы накрасились? Идете куда-то или вы всегда такая?
- А чего вы не накрасились? Вы что, феминистка какая-нибудь?
- Почему вы в тапках, а не на каблуках? (блин, потому что ноги болят)
- Почему вы на каблуках, а не в тапках?
- Как это вы нигде больше не работаете? Только частный прием? Как это? (По секрету скажу, большинство коллег в госструктурах выгорает быстро и качественно – от бессмысленности происходящего там)
- Вы меня должны поддерживать! Я же за это плачу, а не за ваши придумки!
- Вы должны со мной спорить! Поддакивание я и так слышу везде.
- Вы должны сходить на супервизию, я же знаю, что мой случай сложный. (через неделю) Ну и что сказал супервизор?
- Я доверился вам, вы не справились! Не хватило (перечисляет 1,2,3). Но больше я никому не доверюсь! (скидывает ответственность)
И даже: "Почему вы до сих пор не сделали ремонт в кабинете, не установили такое-то кресло, не поменяли двери на новые?"
То есть представления, как должен выглядеть, чего хотеть, как вести себя психолог/психотерапевт, у человека всегда найдутся. Особенно если настал тот самый период, когда надо спорить с "родителем" и доказывать свое мнение.
Главное – не принимать заявления "ты должен быть" на себя. Они дай боже если на 20% адресованы психологу, а на 80% – тому родителю, который не справился с конфронтацией раньше.
Почему вы хотите деньги за свою работу? Я же вижу, что это призвание
Это – пожалуй, самый любопытный момент в работе психолога. И в целом стоит работать (если такое говорит человек в терапии, в практике, а не просто "с улицы") с отвержением. С обесцениванием. С расщеплением (что человек есть-пить детей растить не должен, а должен, босоногий и простоволосый, идти за своим призванием).
Но на деле мы молчим о том, что эта работа в первую очередь трудна, а уж затем (в разном процентном соотношении) приятна. Поэтому деньги за нее позволяют не сказать "ой, всё!" и не уйти из профессии.
Уйти ловить рыбу. Или в помощники чьи-нибудь. Или пироги печь и продавать. Что угодно лучше, чем эта работа. Даже работать ассенизатором. Там дело касается носа, а в этой профессии – души.
Душу не заткнешь, чтоб не нюхать.
Выводы
На вопросы хороший психолог отвечает дозированно и соразмерно тому, о чем на самом деле спрашивает клиент.
В итоге психолог / психотерапевт очень о многом молчит, чтобы не пугать и не фрустрировать клиента лишний раз. Как, впрочем, и хороший родитель – о том, что в роддомах работают не лучшие люди. Или о том, как было тревожно менять работу. О том, как чувствовал себя никчемным и бесполезным с ребенком-трехлеткой. О стыде, мучениях, страхах.
На вопросы хороший психолог отвечает дозированно и соразмерно тому, о чем на самом деле спрашивает клиент.
Ведь взрослый человек сам справляется со своими чувствами. Не нагружая ими тех, кто пришел к нему за помощью.
Ставьте Лайк, подпишитесь – не пропустите интересное на моем канале!
Ваша Сова-Психолог.