Грядёт ЕГЭ, время ЕГЭ...
Для меня история с экзаменами открыта со всех сторон: в качестве родителя (вот сейчас второй ребёнок проходит через эти испытания), в качестве учителя - в плане подготовки старшеклассников в 10-11-х классах, а также в роли эксперта республиканской предметной и апелляционной комиссий. Репетитором единожды тоже пришлось - по просьбе знакомой. На поток это дело не брала, потому что и времени не хватало, и сил.
Если "выпятить" своё мнение об этом экзамене, то скажу - идея-то хороша. Все должны быть равны перед объективностью и неподкупностью. У всех равный шанс поступить: выбор - в пять вузов по трем направлениям, то есть перед абитуриентом 15 специальностей.
И ничего, если в вуз своей мечты не поступишь, пойдёшь туда, куда пройдёшь по баллам и будешь учиться - лишь бы высшее получить. А там видно будет, где работу искать. Надеюсь, ирония здесь между строк читается. В вуз идут, кому надо и не надо. Как-нибудь отучиться, зато корочка на руках...
А озвучу я один "егэшный" аспект, который особо не афишируется - потому что доказать уже невозможно, но глаза-то эксперта видят постфактум!
Если в прошлые годы, до видеонаблюдения, количество сочинений, написанных чуть ли не один в один, как под диктовку, в части аргументации зашкаливало (было понятно - педагоги, где могли, помогали) и это не вызывало чрезмерного удивления, то в прошлом и позапрошлом годах уже сильно цепляло и раздражало: ну сколько можно?! почему городские дети пишут под пристальным вниманием камер и наблюдателей, а в сельских школах списывание ещё кое-где процветает и баллы гораздо выше при поступлении!
Я не голословно говорю. Вот факты. Три года назад преподавала практикум по русскому языку на одном из факультетов, где в основном учатся сельские ребята. Так они мне напрямую говорили: да, списывали "местами", да, им помогали. Один студент признался, что у них прямо в кабинете, где проходил экзамен, стоял включённый компьютер. Теперь мне понятно, откуда в пачке работ от 20 и больше сочинений с абсолютно одинаковыми аргументами из художественной литературы. Удивительно! Видимо, в воздухе носятся примеры этих нередко не из школьной программы произведений и в головы учеников одинаковыми стройными/корявыми строками укладываются! Да-да, и одинаково корявые встречаются часто: насколько времени у учителя хватило более-менее сформулировать.
И это ещё не всё. Тоже любопытный факт: в части, более-менее написанной выпускником самостоятельно, - куча разного рода ошибок. В аргументации - ни одной. И по стилистике видно, что чуждый кусок. Подложили листочек на стол или надиктовали. Другой вариант, который подметили некоторые эксперты: представьте, перед вами бланк с сочинением, разделите его условно на три части (или две) буквально зрительно... Так вот не удивляйтесь, если первые две трети или половина будут поначалу без орфографических и пунктуационных ошибок - практически "чистый" кусок, а потом в оставшейся части вы их наберёте столько, что даже "по нулям" в критериях выставите. Понимаете, о чём я? Сколько успели помогающие, проверили на черновике по ходу написания, остальное ученик сам дописывал...
Меня раздражает этот факт особо не только потому, что двое моих детей проходят/прошли через горнило ЕГЭ и я своим ученикам рассказывала о его большом плюсе - один экзамен как выпускной и для поступления, шансы якобы у всех равны, а в большей мере из-за того, что учителя, говоря на уроках о вечном и добром, о справедливости и честности, тут же САМИ вытирают об эту справедливость ноги! "Как же своим не помочь?" - вещают они. И не знаешь, чего тут больше - "заботы" о детях или своих шкурных интересах...
О том, что дети списывают, а учителя-наблюдатели закрывают на это глаза - уже и не говорю. Кое-где ещё и такое возможно. Даже под прицелом видеокамер умудряются. И то, что можно попасться - не останавливает...