Сегодня днём, откликнувшись на предложение, адресованное среднему сегменту рынка, в диспетчерскую позвонила женщина и спросила:
— Можно срочно вызвать электрика на Московский проспект? Только нам срочно-срочно нужно! Знаете, такая башня есть на углу Московского и Бассейной?
— Конечно, знаем, — заверил её диспетчер.
Комплекс сталинских зданий на углу Московского проспекта и Бассейной улицы является украшением городской среды, сформировавшейся в районе станции метро «Парк Победы». Угловой дом с башней, увенчанной изящным шпилем, выступает доминантой архитектурного ансамбля, оживляя в памяти силуэты знаменитых московских высоток…
— Так что у Вас случилось? — диспетчер приступил к первичному опросу, столь необходимому для предварительной оценки аварии и сопутствующих ей факторов.
— Да свет в квартире пропал — полностью. Мы тут пытались другие пробки купить… Поменяли их, но это не помогло.
— Хорошо, мы у Вас можем через полчаса появиться.
— А сколько это будет стоить?
— От 2 до 5 условных тугриков, как обычно…
— Ни фига себе!!! Что-то у вас дорого… Цены какие-то ужасные!
— Подождите, Вы не дослушали до конца. От 2 до 5 условных тугриков — это общий разброс цен на все аварийные ситуации. В случае, если отключилась вся квартира, мы, как правило, укладываемся в 3 условных тугрика. Иногда даже бывает, что удаётся решить вопрос на уровне минималки.
— А вдруг там совсем легко?
— Конечно, совсем легко! Вы уже и пробки ходили покупать, и меняли их, и ничего Вам это не дало… И всё равно утверждаете, что проблема не стоит выеденного яйца…
Инженеры-эксплуатационщики, диспетчеры аварийных служб, мастера-электрики, чуть ли не ежедневно сталкивающиеся с потоками информации об электротехнических авариях, могут более или менее адекватно прогнозировать уровень сложности предстоящих аварийно-восстановительных работ. Но с какого перепуга звонящая стала внезапно оценивать труд электрика?! Её реплика походила не на разумное предположение, а на попытку манипулировать ради снижения цены.
Некоторая вероятность смешной аварии здесь присутствовала. Однако если бы женщина действительно принимала её во внимание, она бы первым делом заглянула в этажный щиток, о чём наверняка упомянула бы в разговоре с диспетчером. Потом, минималка на то и минималка, что ниже цены нет. Но потенциальная заказчица прямо вся горела — так ей хотелось пробить ценовое дно.
Они (она так и сказала «мы» — перечитайте приведённый выше диалог — видимо, муж в этом деле поучаствовал) уже потеряли кучу времени, нецелевым образом потратили деньги, а результата нет. Тем не менее, желание доказывать, что задача проста и не должна прилично стоить, никуда не исчезло. Электрик согласно её мнению должен работать «за еду» — за суммы, со скрипом окупающие лишь выезд в её район на автомобиле.
У нас принята ротация мастеров — сначала дежурят одни, потом другие. Сегодня как нарочно работает человек, которому до этого объекта ехать два квартала (при благоприятном раскладе мастер мог через 15–20 минут приступить к работе, но диспетчер не стал злоупотреблять сверхоптимизмом и определил вероятное время прибытия в 30 минут). Однако у любого заказа есть себестоимость. Автомобиль, даже когда простаивает, требует средств на его содержание. Когда он едет, расходы увеличиваются, пусть бы он даже направлялся в соседний двор. Нормальные люди этот тонкий момент понимают, а скупердяям объяснять его практически бесполезно. Скупердяйские психологические установки не позволяют воспринимать подобную информацию.
Кстати, если отвлечься на технологическую логику, то вероятность того, что здесь смешная авария, конечно присутствовала, потому что во многих сталинских домах присутствует этажный щит и мог сработать автомат в этажном щите или пробка сгореть в нём. Хотя с другой стороны, если пробка сгорела, там уже как правило не совсем смешная авария, там её приходится менять либо на предохранитель автоматический резьбовой (ПАР), либо на автомат современного образца, и там уже это не просто так, что включили и все. Там уже есть над, чем повозится. Тем не менее, вероятность того, что авария достаточно простая была, но вероятность – это вероятность. И её кроме как диагностикой невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, поэтому обещать минимум, со стороны диспетчера было бы как минимум опрометчиво, а как максимум не разумно. В смысле, отношения к собственным мастерам.
За весь подъезд платить не хочу!
Поскольку переговоры зашли в тупик, со стороны звонящей прозвучало классическое «Я подумаю». На этой оптимистической ноте её общение с нашим диспетчером завершилось — по-видимому, навсегда. Мы уже неоднократно показывали в других статьях, что говорящие «Я подумаю» на самом деле подразумевают совсем другое — мол, мы тут умные, пойдём поищем дураков, готовых работать за жалкие копейки.
Понимаете, что интересно, то что заказ это отвалился, не жалко, единственное что была перспектива в интересном доме поработать. Но не состоялось, так не состоялось — всё-таки мы в первую очередь бизнес, а во вторую очередь ценители архитектуры, по крайней мере, пока находимся на службе.
Жалко, что в плохие руки хорошее здание попало.
Конечно, Вы в праве поинтересоваться — почему сразу «башня скупердяев»? Разве можно по одной женщине, пусть и склонной к манипулированию, делать вывод обо всех жителях дома?
Разумеется, по одному звонку вывод делать нельзя. Более того, не стоит делать категоричный вывод и по десяти звонкам, потому что в одной только башне несколько десятков квартир, а во всём этом архитектурном ансамбле их несколько сотен. Однако на протяжении последних 1,5–2 лет из этих домов нам звонили несколько раз, но ни одного заказа так и не выросло — люди все как один считали, что им должны оказывать услуги за гроши. Досталась им от сталинских архитекторов и инженеров хорошая (почти элитная) жилплощадь, на которую большинство из них, если оценивать по гамбургскому счёту, наверняка не заработало. Вероятно, сей факт породил иллюзию, что им всё на свете должно доставаться на халяву или, по крайней мере, ниже себестоимости. Так что в этом контексте, утверждать что мы не правы, не получится. Кроме того наш блог не претендует на лавры строгой документалистики и, будучи основанным на реальных событиях, использует приёмы художественной литературы — гиперболы, метафоры и прочие.
Тот, кто любит точную статистику, сколько из этого дома скупердяев, сколько нормальных людей, может специально поехать и провести там опросы, тесты, ещё что-нибудь… если, конечно, скупердяи не выгонят. А нам заниматься этим некогда, мы лучше сосредоточим усилия на подъёме престижа профессии электрика, чего и Вам желаем.