Найти тему
Музыка и Жизнь

Классика In Rock. Deep Purple

Секрет шумного успеха британской команды Deep Purple довольно прост. Это единство и борьба противоположностей двух основателей группы - Джона Лорда и Ричи Блэкмора.

Лорд изначально, имея классическое музыкальное образование, тяготел к классическим же гармоникам и модуляциям, прекрасное владение клавишами (а он был до фанатизма приверженцем исключительно органа Хэммонд) позволяло ему привнести в композиции крепкую базу. Можно сказать, что играл он серьёзно.

Блэкмор же, будучи гитаристом, тяготел к раскрученным к тому времени блюзовым гармоникам - это музыка народная, цепляющая и энергичная, Ричи добавлял к основе драйва и строил на этой самой основе свои воздушные замки. Можно сказать, что играл он энергично.

Каким-то чудом, музыкантам удалось совместить столь противоречивые направления и выйти на высочайший уровень к третьему-четвёртому альбому. Понятно, что такой тяни-толкай не мог существовать долго и, достигнув вершины к альбому 1971 года Machine Head у группы последовал медленный, но глубокий спад, к вершинам она так и не смогла вернуться.

(пишу о классической компоненте, а поставить тем не менее захотелось блюзовую Lazy)

Если послушать внимательно три знаковых альбома - In Rock, Machine Head и Fireball, то видно, что блюзовых или рок-н-ролльных вещей там нет вообще за исключением Lazy и акустической Anyone's Daughter, практически везде чувствуется сильнейшее влияние Лорда, классическое построение композиций и гармоники из прошлых веков, которые потом целиком перекочевали в хэви-метал. Все его органные соло скорее напоминают баховские прелюдии, чем рок-н-ролл, причём Лорд активно использовал синкопу - его манеру исполнения легко узнать

Да-да-да, хэви-метал целиком построен на классических гармониках из XVIII-XIX веков, практически не имея блюзовых вставок.

Прекрасным примером того, как Лорд перетягивал на свою сторону Блэкмора являются соло обоих фигурантов в композиции Highway Star. Что характерно, вокал Яна Гиллана не был блюзовым в общепринятом представлении, это не Роберт Плант, в конце концов. Не был он и классическим, конечно. Но он настолько чист и прекрасен, что попадает в золотую серёдку между классическим и блюзовым исполнением на все сто. Я до сих пор считаю Гиллана одним из лучших вокалистов хард-рока.

(построенная по классическим канонам Highway Star, начну сразу с соло Лорда и Блэкмора потом - вылитый XVIII век)

В итоге амбиции Блэкмора взяли верх, влияние Лорда очевидно уменьшилось, ушёл Гиллан и следующие альбомы были каждый хуже предыдущего.

Что интересно, следующая команда Ричи Блэкмора, сделанная им под своё видение - Rainbow отчего-то стала играть гораздо менее энергичную и гораздо более попсовую музыку, чем Deep Purple в золотом составе 1970-1972 годов.

Значит классическая основа Лорда всё-таки давала очень серьёзную подпитку кружевам, которые на ней плелись.

Я же говорю - Джон Лорд играл серьёзно.

(Лорд демонстрирует переходы от классики к блюзу и обратно на органе и рояле, 1996 год)