Хусепе Рибейра вместе с двумя другими крупными живописцами "держал", как сказали бы в 90-е, художественный рынок Неаполя. Они нанимали гопников, которые калечили конкурентов или просто смывали ночью их фрески. Преступная троица выжила из Неаполя Гвидо Рени, но сломала зубы о Доменикино, у которого нашлись достойные покровители.
Рибейра. Святая Инесса и ангел, укрвающий ее одеялом, 1641.
В 18 лет Сальватор Роза жил с бандитами, а после 25 нещадно троллил аристократов. На полотне «Фортуна, раздающая свои дары недостойным» он изобразил крупных политических и финансовых деятелей Ватикана в виде свиней и ослов. Им почему-то не понравилось. Но Сальватор перестал показывать картину широкой публике только после того, как ему напомнили, что его инквизиционное дело не закрыто, а только отложено в рассмотрении. А затем основал «Академию ушибленных», куда принял себя со товарищи.
Сальватор Роза. Автопортрет, 1640. Подпись: "Молчи, если то, что ты хочешь сказать, не лучше молчания"
Рассказывают, что одному аристократу, назвавшему цену за картину чрезмерной, художник подарил её просто так.
Джордано. Философ.
Жизнелюбивые итальянцы XVII века бодро штамповали «рафаэлей» и «тинторетто» для предпринимателей из Англии и Германии. Искусствоведы до сих пор ломают головы, отделяя оригиналы от не менее талантливых подделок.
Лука Джордано был пойман на фальсификации «Поклонения волхвов» Дюрера. Хитрющего гения спасло то, что он заблаговременно подписал картину своим именем в незаметном месте под рамой.
P.S. 26-27 мая мы изучаем музеи Мюнхена, восьмой марафон творческого отношения к жизни пройдет 22-30 мая в секретной группе facebook (участники раскроют свой потенциал и, на примере великих художников, изучат реальную рутину творчества). В Плёс поедем на июньских, а в Александров в эту субботу 19 мая.
Условия шепчу на цифровое ушко в личных сообщениях в своем facebook.