Телематический рынок в РФ начал развиваться с мониторинговых, а чуть позже с противоугонных спутниковых систем. Установка телематического оборудования позволяла владельцу удаленно контролировать автомобиль, а позже - получать скидку на страховой полис Каско.
Сегодня технологии достигли приличного уровня, и телематикой стали называть фактически любое взаимодействие устройств между собой (M2M: Machine-to-Machine). Здесь есть где разгуляться, но сейчас не об этом.
«Транспортная телематика» (оно же «услуга мониторинга и контроля транспорта») – узкое и вполне конкретное понятие, включающее определенный набор услуг, в отличие от общего «телематические услуги», обозначающего сразу все и вся.
Одно отличается от другого очень сильно, хотя закон разницы пока не видит, как не видит и необходимости в регламентации деятельности транспортной телематики. А вот это уже интересно.
Для того, чтобы оказывать услуги транспортной телематики в России, не требуется получать никаких лицензий. Вот что в декабре 2017 года озвучил в одном из своих писем Роскомнадзор:
«В соответствии со статьей 2 ФЗ «О связи» № 126, услугой связи является деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи и почтовых отправлений.
Деятельность по оказанию услуг мониторинга объектов с использованием навигационных технологий ГЛОНАСС/GPS не является услугой связи и не подлежит лицензированию в рамках действующего законодательства в области связи».
И да, действующие сегодня несколько законодательных актов, на которые натыкаешься в поисках ответов, касаются услуг связи, а не транспортной телематики. Вот несколько из них:
- Федеральный закон N 126 «О связи» от 07.07.2003 г.;
- Постановление Правительства N 87 «О перечне наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» от 18.02.2005 г.;
- Постановление Правительства N 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» от 10.09.2007 г.
Получается, что любой человек может начать заниматься транспортной телематикой. Казалось бы, можно вздохнуть и творить, что душе угодно, но свобода, к сожалению - большой враг качества.
Условный ИП Иванов, желающий продать услугу мониторинга транспорта, скажем, АО «Ромашка», может назваться «Телематическим оператором» и на домашнем компьютере оказывать услуги клиенту. У «Ромашки», предположим, 20 подключенных машин и есть три вещи, которые ей известны о своем телематическом операторе:
- сервис работает с перебоями;
- сервис недоступен по будням после 19-00, а также по выходным и праздничным дням;
- НО услуги стоят дешево.
Представим, что ИП Иванов сам разработал и сам поддерживает продаваемое клиентам ПО. Но дело в том, что качество услуг ИП Иванова зависит от чего угодно, начиная от отключения электричества или банальной поломки компьютера, заканчивая болезнью или элементарным отъездом на дачу на выходные и праздничные дни.
«Ромашка» знает, что получает некачественный сервис, но ее это устраивает, по крайней мере до тех пор, пока проблемы ИП Иванова не коснутся ее деятельности (пропадут данные, отключится оборудование и данные о критической ситуации с машиной не будут переданы диспетчеру, водителю не будет оказана помощь и т.д.). Ничто не мешает ИП Иванову и подобным компаниям-однодневкам работать «на коленке», ухудшая качество и репутацию целого рынка телематики.
Низкие тарифы на услуги позволяют ИП Иванову выигрывать тендеры у честных игроков рынка. В результате компании, отвечающие за качество своих услуг, вынуждены снижать цены почти до нулевой маржинальности, а впоследствии вообще могут покинуть рынок.
Крупные игроки телематического рынка, несмотря на необязательность лицензирования, все же получают ряд бумаг по собственной инициативе. Главным образом, это лицензия на оказание телематических услуг связи. В данных условиях руководящим выступает принцип «что-то лучше, чем ничего», и лишь косвенно говорит о серьезных намерениях оператора и качестве его услуг. Наличие лицензии на деятельность, не регламентированную законом, не решает общую проблему качества оказываемых услуг.
Решение проблемы – создание Закона о телематическом операторе, который регламентирует статус самого телематического оператора, статус телематических данных, ГОСТы оказания услуг, требования к оборудованию, ответственность оператора и прочее.
При этом закон не должен стеснять условия для маневров и развития бизнеса. Тем более, что рынок транспортной телематики в России, по большому счету, только начинает развиваться.