4,2K подписчиков

Подымите мне веки. Как Гоголь встретился с самим Вием

Подписывайтесь на канал

Подписывайтесь на канал        И снова здравствуйте, дорогие мои читатели и подписчики. Огромное спасибо тем, кто уже читает и еще одно огромное спасибо тем, кто подписался только что.

Подписывайтесь на канал        И снова здравствуйте, дорогие мои читатели и подписчики. Огромное спасибо тем, кто уже читает и еще одно огромное спасибо тем, кто подписался только что.-2

И снова здравствуйте, дорогие мои читатели и подписчики. Огромное спасибо тем, кто уже читает и еще одно огромное спасибо тем, кто подписался только что.

И снова про Николая Васильевича. В первой части мы обсуждали его личные отношения и мысли. Но здесь будет все еще интереснее. И назову я ее пожалуй так:

Бабушкины сказки. Гоголь и Вий братья навек

Мистическое восприятие жизни Гоголю было свойственно еще в детстве. С годами эта его черта развилась и, возможно именно ей мы обязаны неповторимому колориту его творчества. Особенно цикла «Миргород»

Одно из детских впечатлений Гоголь описывал так: «Было мне лет 5. Я сидел один в Васильевке… Отец мать ушли… Сгущались сумерки… Вдруг слабое мяуканье кошки нарушило тяготивший меня покой… Я никогда не забуду как она шла, потягиваясь, а мягкие лапы слабо постукивали об половицы когтями и зеленые глаза искрились недобрым светом. Мне стало жутко. Я вскарабкался на диван и прижался к стене. «Киса, киса», - пробормотал я, и желая ободрить себя схвативши кошку, легко давшуюся мне в руки, побежал в сад, где бросил ее в пруд и несколько раз, когда она старалась выплыть и выйти на берег, отталкивал ее шестом… Но когда она утонула и последние круги по воде разбежались, водворились полный покой и тишина, мне вдруг стало ужасно жаль «Кисы». Я почувствовал угрызения совести. Мне казалось, что я утопил человека....»

Подписывайтесь на канал        И снова здравствуйте, дорогие мои читатели и подписчики. Огромное спасибо тем, кто уже читает и еще одно огромное спасибо тем, кто подписался только что.-3

Ничего не напоминает? Не это ли жутковатой детское воспоминание послужило предтечей сцены в «Майской ночи»? «Глядит, страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку – кошка за ней. Перепрыгнула на лежанку – кошка и туда и вдруг бросилась к ней на шее и душит ее…» Кто знает, может быть Гоголь испугавшись кошки испытывал те же чувства: боялся, что она набросится на него и задушит?

Весьма возможно, что Николай Васильевич и другие сюжеты своих произведений почерпнул из детства. В частности из рассказов бабушки. Еще ребенком Николай слушал пугающие бабушкины рассказы. А бабушка Мария Ильинична была великолепной рассказчицей: она настолько тесно переплетала реальность с вымыслом, что было не понятно где кончается фантазия, а где начинается фантазия. Одним из таких рассказов была история о некой лестнице, по которой души людей поднимаются на небеса. Однако были и куда более жуткие рассказы. Кстати, есть версия, что последними словами Гоголя были: «Лестницу! Подавайте скорее лестницу!» Да и во многих его произведениях встречается лестница, как проходной персонаж. Или истории, так или иначе, с ней связанные.

Эти рассказы бабушки повлияли на неизбывный мистицизм творчества Николая Васильевича. Однако не стоит думать, что он всего лишь обрабатывал бабушкины сказки. Многое он придумал сам, Например сам, хотя и тщательно это скрывая Гоголь придумал Вия. Да-да. Вы правильно поняли не «Вия», как художественное произведение, а Вия, как персонажа. Потому что на самом деле таковой персонаж как в русском, так и в малороссийском фольклоре отсутствует. Да и самом слово «вий» до появления одноименного гоголевского произведения не фиксируется в словарях и энциклопедиях.

Сам Гоголь в предисловии открещивается от авторства:

Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал.

Подписывайтесь на канал        И снова здравствуйте, дорогие мои читатели и подписчики. Огромное спасибо тем, кто уже читает и еще одно огромное спасибо тем, кто подписался только что.-4

— Примечание Н. В. Гоголя

Название нечисти «вий» и его длинные ресницы явно указывают на слово в украинском укр. вія — ресница и повіка — веко,а также, возможно, укр. вий — вой

Однако при наличии в славянской мифологии и фольклоре персонажей с теми или иными качествами присущими Вию, абсолютно совпадающего нет. В одном из сказаний про веки Тем более Гоголь говорит о нем, как о «начальнике гномов», однако в русском и малороссийском фольклоре гномов, опять же нет.

Сторонники версии, что Гоголь и в самом деле взял образ зловещего хозяина гномов утверждают, что такой персонаж есть в народных сказаниях и приводят в доказательство одну из старейших истории о Кощее Бессмертном – в ней сказано, что веки его настолько тяжелы, что ему их вилами поднимают его слуги и приспешники.

Продолжение следует…

До новых встреч и новых статей.

Станислав Кий