Вчитываемся и вслушиваемся в стихотворение Владимира Солоухина "Здравствуйте!".
Здравствуйте!-
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы.
Здравствуйте!-
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Какой бодрящий текст! Какой возвышающе настраивающий смысл! Обрамлено и подчеркнуто главное ежедневное событие - момент сообщного прикосновения друг к другу.
Когда же делаемое нами - не просто рутина, а прием? Тогда, когда оно включено в цепочку скрытых намерений, когда цель принимает форму как бы подтекста.
Каково бы ни было происхождение "чувства общности" у людей, его ежевстречные проявления несовмненны. Калифорнийский психиатр Э. Берне сделал, быть может, поспешный, но эффективный шаг, сближая это явление с потребностью в поглаживаниях у животных. Всякий знак, который мы подаем друг другу, чтобы удостоверить свою принадлежность к одной общности - к общности людей, он называет "поглаживанием".
Вы приподняли шляпу при встрече со знакомым, он ответил тем же - и это был обмен "поглаживаниями". Ритуал "восьми поглаживаний", исполняемый нами ежедневно, выглядит так:
(1) Иван (Петру) : Привет! (первое "поглаживание")
(2) Петр : Здорово! (Второе; дальнейший счет понятен)
(3) Иван : Как дела?
(4) Петр: Ничего, а у тебя?
(5) Иван : Порядок, Погодка - то, а?...
(6) Петр : Да-а... Дождя бы только не было.
(7) Иван : Ну, будь.
(8) Петр : Пока.
Контакты между людьми приобретают строго определенную длину цепочки поглаживаний. Если Иван, ограничившись одним "Привет!" пройдет мимо, Петр, привыкший к более длинной цепочке, может подумать: "Не обидел ли я его чем - нибудь?" Если Петр не удовлетворится восемью "поглаживаниями" и продолжит выказывать знаки внимания (другого назначения у беседы нет), Иван может спросить себя : "Интересно, чего ему от меня надо?".