Улучшение сравнительного мышления, развитие аналитических навыков, профилактика болезни Альцгеймера — освоение чужих языков не только позволяет нам лучше понимать мир и получать удовольствие от общения, но и полезно как уникальная когнитивная тренировка.
1. Знание нескольких языков повышает быстроту реакции мозга
Чем больше языков изучает человек, тем быстрее у него формируется нейронная сеть кодирования информации о новых словах и тем лучше он усваивает данные. Быстрота реакции мозга возрастает, как возрастает и скорость обработки информации.
Эти данные приведены в исследовании нейрофизиолога Юрия Штырова, заведующего лабораторией магнитоэнцефалографии в Институтe исследований познания и мозга (Кембридж, Великобритания).
В эксперименте, который проводил Штыров с коллегами, был зафиксирован более высокий уровень электрической активности головного мозга у тех участников, кто уже знал несколько иностранных языков. Переключение кода вынуждает мозг задействовать большее количество нейронных связей и, как следствие, повышает скорость его работы.
2. Запоминание новых слов мотивирует продолжать обучение
Возможно, удовольствие, которое мы получаем, когда запоминаем новые слова и выражения, послужило одним из факторов развития человеческой речи. Это утверждает испанский исследователь Пабло Риполлес из Университета Барселоны и его коллеги из Германии и Великобритании.
Их исследования с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) указывают на то, что успешное запоминание новых слов активирует так называемую вентральную зону полосатого тела, ответственную за мотивацию и получение удовольствия от поставленных задач.
3. Большая пластичность мозга у билингвов отодвигает наступление деменции
В 1970-х годах появились первые исследования о том, что билингвы (люди, одинаково хорошо владеющие двумя языками и использующие их в повседневном общении) быстрее принимают решения, быстрее концентрируются и переключают внимание.
В 2012 году к ним добавилось обширное исследование группы ученых во главе с Эллен Бялысток, где, среди прочего, утверждалось, что билингвизм способен отсрочить деменцию у пожилых людей.
Среди пациентов с болезнью Альцгеймера деменцию у билингвов диагностировали в среднем на 3-4 года позже, чем у монолингвов: в возрасте 78,6 лет против 75,4.
Состояние же полной деменции наступало у билингвов на 5,1 года позже. Ученые сошлись во мнении, что это происходило из-за продолжительного опыта переключения с одного языка на другой, что стимулировало мозговую активность, «высвобождало» дополнительные мощности мозга и замедляло процесс деградации.
4. Владение языками увеличивает сообразительность
У тех, кто владеет двумя или более языками, лучше развиты когнитивные способности. Освоение нескольких языков или, если сказать иначе, система кодирования учит людей применять знания из разных областей для решения тех или иных задач.
Профессор Томас Бак и его коллеги в своем исследовании утверждают, что по сравнению с монолингвами у билингвов лучше развито внимание, концентрация и беглая речь.
Вслед за Эллен Бялысток он подтверждает зависимость между владением иностранным языком и более поздним возникновением деменции. «Двуязычие, в каком бы возрасте ни изучался язык, оказывает позитивное влияние. Особенно это проявляется в чтении и в общей сообразительности», — пишет Томас Бак.
5. Знание иностранных языков повышает креативность
Самый известный тест на творческое мышление, созданный в 1962 году психологом Элисом Полом Торрансом, определяет способность испытуемого к дивергентному мышлению (тип мышления, допускающий, в отличие от конвергентного, варьирование путей решения проблемы. — ЧТД) по четырем показателям — беглости, гибкости, оригинальности и тщательности. Исследование 2012 года иранских лингвистов из Университета Машхада выявило, что студенты, изучающие иностранный язык, превосходят своих сверстников по всем четырем параметрам.
Изучение чужого языка учит говорящих на нем постоянно подыскивать синонимы или искать пути объяснения понятий, что улучшает навыки мышления.
6. Изучение иностранных языков тренирует навык работы в режиме многозадачности
По утверждению американского психолога Джудит Кролл, билингвам проще дается разграничение важных и второстепенных задач, как и работа над несколькими проектами одновременно. Из-за того, что языковые системы у билингвов находятся в диалоге, у них происходит постоянное переключение с одного языкового кода на другой — а это такая же тренировка мозга, как решение головоломок или простейших математических задач.
Так что билингвы, оставаясь совершенно обычными людьми, просто овладевают специфическими навыками, позволяющим решать проблемы кратчайшим путем и отсекать нерелевантную информацию, говорит Кролл.