Найти тему
Военный музей

Музей-подводная лодка U 10 в Вильгельмсхафене

Эта подводная лодка - один из главных экспонатов Немецкого военно-морского музея в Вильгельмсхафене. Не так давно эта ПЛ была ещё в строю - с 1967 г. по 1993 г. - и, по сути, застала "наше время". По своим размерам U 10 прямо-таки миниатюрна, её водоизмещение в подводном состоянии всего 455 тонн, а главное - в ней отсутствуют водонепроницаемые переборки. Интересное техническое решение! Впрочем, учитывая то, что этот тип ПЛ также является однокорпусным, этот факт уже не сильно удивляет. Тем не менее, подлодки проекта 205 без особых происшествий прослужилив составе ВМС ФРГ по 20-30 лет и были спокойно списаны на слом (за исключением 3-х ПЛ, из которых в разных городах Германии сделали музейные корабли - U 9, U 10 и U 11).

1. Музейная подводная лодка U 10  с тактическим номером S 189.
1. Музейная подводная лодка U 10 с тактическим номером S 189.

Хотя нет, одно происшествие в их жизни было!

При постройке первых 5 ПЛ этого проекта (U 4 - U 8) немцами был использован неподходящий тип стали, не обладающий коррозионной стойкостью, что было распознано лишь по опыту эксплуатации ПЛ предыдущего проекта - 201 (U 1 - U 3). В результате были предприняты попытки исправить проблему, не изготавливая новые корпуса - за счёт нанесения специальных антикоррозионных покрытий на основе цинка, олова и т.п. Особо это не помогло, и первые пять ПЛ прослужили меньше, чем последующие шесть ПЛ этого проекта, корпуса которых изготавливали уже из "правильных" сортов стали. Кстати, победителем "конкурса немецких сталеваров" был признан сорт PN 18 S2, который стал использоваться во всех последующих проектах немецких ПЛ (вплоть до проекта 212 А).

Но вернёмся к U 10!

2. U 10 на вечной стоянке в Военно-морском музее в Вильгельмсхафене
2. U 10 на вечной стоянке в Военно-морском музее в Вильгельмсхафене
3. Заходим на объект через специальный трап в носу ПЛ (выход через аналогичный трап ближе к корме)
3. Заходим на объект через специальный трап в носу ПЛ (выход через аналогичный трап ближе к корме)
4.  Сразу попадаем в торпедное отделение. Водонепроницаемых отсеков в этой  ПЛ нет, что, как я уже обозначил выше, меня сильно удивило
4. Сразу попадаем в торпедное отделение. Водонепроницаемых отсеков в этой ПЛ нет, что, как я уже обозначил выше, меня сильно удивило
5.  В носу расположены все 8 торпедных аппаратов этой ПЛ. Места для  хранения и перезаряда запасных торпед нет, так что в боекомплекте этой  ПЛ было всего 16 торпед DM 3
5. В носу расположены все 8 торпедных аппаратов этой ПЛ. Места для хранения и перезаряда запасных торпед нет, так что в боекомплекте этой ПЛ было всего 16 торпед DM 3
6. Вместо торпед в торпедные аппараты можно было "заряжать" по три морские мины типа R I или R II
6. Вместо торпед в торпедные аппараты можно было "заряжать" по три морские мины типа R I или R II
7. Спальные места экипажа и по совместительству столовка
7. Спальные места экипажа и по совместительству столовка
8.
8.
9. Кают-компания
9. Кают-компания
10. Схема, показывающая основные элементы конструкции ПЛ этого проекта.
10. Схема, показывающая основные элементы конструкции ПЛ этого проекта.

Всего подлодка разделена на 5 секций, с нумерацией от кормы (что тоже довольно странно):

1. секция с электромотором (один электродвигатель мощностью 1500 л.с., номинальная скорость вращения 270 об/мин),
2. секция дизелей (2 дизель-генератора мощностью по 600 л.с., без механической связи с валом),
3. центральный пост с выходом в рубку,
4. жилая секция (общая численность команды - 22 человека) и
5. торпедное отделение (как я уже сообщил - 8 ТА без резерва торпед).

11. Пройдя пару метров, мы уже находимся в центральном посту. Люк в рубку и на ходовой мостик
11. Пройдя пару метров, мы уже находимся в центральном посту. Люк в рубку и на ходовой мостик
12. Пульт управления торпедным оружием. Виден переключатель для выбора торпедного аппарата
12. Пульт управления торпедным оружием. Виден переключатель для выбора торпедного аппарата
13. Рабочее место акустика
13. Рабочее место акустика
14. Эхолот
14. Эхолот
15. Аппаратура для размагничивания ПЛ
15. Аппаратура для размагничивания ПЛ
16. Перископ
16. Перископ
17. Рабочее место штурмана. В центре - автоматический курсопрокладчик
17. Рабочее место штурмана. В центре - автоматический курсопрокладчик
18. Радиопеленгатор
18. Радиопеленгатор
19. Слева - органы управления боковыми вертикальными рулями, справа - гирокомпас
19. Слева - органы управления боковыми вертикальными рулями, справа - гирокомпас
20. Управление рулями глубины
20. Управление рулями глубины
21. Ещё один вид рабочих мест рулевых
21. Ещё один вид рабочих мест рулевых
22. Матросы забыли свои тельники забрать
22. Матросы забыли свои тельники забрать
23. Щиты управления электромотором и дизель-генераторами находятся в четвёртой - дизельной - секции
23. Щиты управления электромотором и дизель-генераторами находятся в четвёртой - дизельной - секции
24.
24.
25.
25.
26. А вот и два дизеля с генераторами. Дизели фирмы Mercedes-Benz, 12-ти цилиндровые. Генераторы фирмы ВВС
26. А вот и два дизеля с генераторами. Дизели фирмы Mercedes-Benz, 12-ти цилиндровые. Генераторы фирмы ВВС
27. Теперь поближе. Дизельный двигатель
27. Теперь поближе. Дизельный двигатель
28. Генератор
28. Генератор
29.  К приводному электродвигателю пробраться можно только ползком или на  карачках под самым подволком, места там почти нет. Вид на последнюю -  пятую - секцию этой миниатюрной ПЛ. Под настилом расположен  электродвигатель
29. К приводному электродвигателю пробраться можно только ползком или на карачках под самым подволком, места там почти нет. Вид на последнюю - пятую - секцию этой миниатюрной ПЛ. Под настилом расположен электродвигатель
30. В четвёртой секции был замечен самый важный элемент любого боевого корабля
30. В четвёртой секции был замечен самый важный элемент любого боевого корабля
31. Последний взгляд на оборудование дизельной секции. Пост контроля состояния дизелей
31. Последний взгляд на оборудование дизельной секции. Пост контроля состояния дизелей
32.  Как я уже намекнул, к электромотору приличному туристу в хорошем  состоянии пробраться практически невозможно, поэтому идём на выход
32. Как я уже намекнул, к электромотору приличному туристу в хорошем состоянии пробраться практически невозможно, поэтому идём на выход
33. Вид на рубку (простых людей туда не пускают)
33. Вид на рубку (простых людей туда не пускают)
34. Продолжим осмотр ПЛ U 10 снаружи. Начнём с винтов и кормовых рулей. Их конструкция весьма интересна
34. Продолжим осмотр ПЛ U 10 снаружи. Начнём с винтов и кормовых рулей. Их конструкция весьма интересна
35. Видно, что вертикально расположенные рули размещены на (судя по всему) неподвижном стабилизаторе
35. Видно, что вертикально расположенные рули размещены на (судя по всему) неподвижном стабилизаторе
36.  Как же происходит управление лодкой по глубине? А вот как - в носовой  части корпуса, слева и справа, расположены рули глубины. Должен сказать,  что такой схемы я ещё не видел. Левый выдвижной руль
36. Как же происходит управление лодкой по глубине? А вот как - в носовой части корпуса, слева и справа, расположены рули глубины. Должен сказать, что такой схемы я ещё не видел. Левый выдвижной руль
37.  Правый выдвижной руль. Обратите внимание - он загнут вниз, т.е.  одновременно левый и правый руль выпускать нельзя - возникнет сильный  крутящий момент
37. Правый выдвижной руль. Обратите внимание - он загнут вниз, т.е. одновременно левый и правый руль выпускать нельзя - возникнет сильный крутящий момент
38. Винт крупным планом
38. Винт крупным планом
39. Какие-то выдвижные сенсоры на носу (скорее всего - акустические)
39. Какие-то выдвижные сенсоры на носу (скорее всего - акустические)
40. Ещё сенсоры, на этот раз сбоку корпуса, в носу
40. Ещё сенсоры, на этот раз сбоку корпуса, в носу
41. Непонятное отверстие в киле
41. Непонятное отверстие в киле

 42. Нос подводной лодки. Очень похож на старинный утюг
42. Нос подводной лодки. Очень похож на старинный утюг
43. Военно-морские байкеры в поисках сувениров - вид с подводной лодки
43. Военно-морские байкеры в поисках сувениров - вид с подводной лодки

На этом я, пожалуй, завершу свой рассказ. Спасибо за внимание :)

Дополнительная информация:
Статья про подводные лодки проекта 205 в Википедии

Рассказ об ещё одном крупном экспонате этого военно-морского музея - эсминце кправляемого ракетного оружия "Мёльдерс"

Спасибо за внимание! И да, не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось!

Ещё больше историй и музеев в блоге "Военный музей" на Яндекс.Дзен