Проводя различные встречи с педагогами из больших и малых городов России, много общаясь с родителями учащихся и руководителями школ, я все больше думаю: что такое воспитание в современном смысле?
Государство требует идеалов, родители мечтают о жизни в достатке, дети интересуются гаджетами и неформальными отношениями. В этом кругу педагог становится заложником.
Вот какие вопросы мне задают педагоги:
— Из 23 учащихся класса у меня толь 11 «нормальных» учеников, которые не курят, не пьют, посещают все уроки. Но пример, который транслирует вторая половина класса давит на них. Что мне делать, чтобы не потерять их?
— В моем классе есть так называемые «трудные» дети – из малообеспеченных семей, дети со сложным родительским контингентом (злоупотребляющие, одинокие, судимые). Дети месяцами не видят своих родителей. Как я могу привлечь этих родителей к жизни школы?
— У нас родители вроде нормальные, но они всё готовы повесить на учителя, от всех воспитательных задач самоустраняются. Как мне убедить их воспитывать своих детей?
— А у меня – неблагополучные дети из благополучных семей. Никто не знает, как вытащить ребенка из плохой компании.
— А что вы посоветуете делать, если я теряю позитивный настрой как только переступаю порог школы? Судите сами: сплошная бюрократия, как на уроке, так и в воспитании. Плюс устранение семьи. И только отчеты перед прокуратурой и субъектами профилактики о том, почему мои учащиеся где-то что-то натворили…
— Самая главная проблема: столько бумагомарательства, планов, отчетов, отписок, планерок, что мы ясно понимаем – уроки и дети мешают работать! Учителю некогда даже задуматься о ребенке, не то что учить его чему-то важному и ценному…
В прошлой статье я рассказывала уже о проблеме самоустранения родителей, их социального неблагополучия, когда из класса в 28 выпускников на последний звонок пришли только четверо родителей.
Вот и задумаешься: что такое воспитание? Каким целям и ради какого будущего оно существует?
Какие вообще существуют выходы из этих, на первый (да и на второй и третий) взгляд безвыходных, тупиковых ситуаций? Согласитесь, здесь вполне представляется безвыходная ситуация. Но мы знаем, что безвыходных ситуаций не бывает. Возможно, нам просто следует изменить свое отношение к происходящему. Ну а еще у нас есть прекрасные мастера психологии, которые помогают справиться с такими ситуациями.
Юлия Гиппенрейтер советует, например, активное слушание и «Я-сообщения».
Михаил Литвак – психологическое айкидо,
Аркадий Цукер – метод живого мышления. Последний метод, кстати, всем советуем посмотреть. У этого известнейшего российского консультанта и бизнес-тренера, казалось, не было никакого будущего. Он родился со страшным и безнадежным диагнозом ДЦП. Во всех поисковиках вы найдете его короткое видеопредставление…
Посмотрите обязательно!