В данном методе не важно что вы продаете, товар или услугу. Сам подход универсальный, меняются только площадки для поиска.
Содержимое:
- Сбор конкурентов
- Методы сбора
- Анализ сайта конкурента
- Категории товаров
- Трафик
- Реклама
- Оборот и доходы конкурента
- Цены конкурентов
- Методы ценовой конкуренции
Конкурентная разведка
Методы сбора и изучения конкурентов
- Ручной подбор
- Маркетплейсы
- Контекстная реклама
- SimilarWeb
- nCrawler.com
1 )Ручной подбор
Ручками собираете сайты конкурентов. Заносите их, например в Excel. Сравниваете цены своего поставщика с ценами конкурентов.
Будет выглядеть примерно так:
Плюсы:
- Вы посмотрите на каждого конкурента, сложите о нем собственное впечатление.
- Изучите рынок и основных игроков.
- Сможете подчеркнуть для себя новые идеи для своего сайта и бизнеса.
- Сможете посмотреть кто чаще встречается в поиске.
Минусы:
- Занимает очень много времени.
- Полной картины рынка вы не увидите.
- Полный сбор цен и постоянное поддержание их актуальными — невозможно.
- Есть брошенные магазины с не актуальными ценами.
Когда использовать?
- На специфичном рынке (мало товаров\мало конкурентов).
- Для первичного ознакомления с рынком, конкурентами, ценами.
- Для расширения своих возможностей и услуг. (Заимствование)
2) Маркетплейсы (торговые площадки)
Список самых популярных маркетплейсов:
- Яндекс.Маркет
- Price.ru
- Torg.mail.ru
- Aport.ru
- Google Merchant
- Авито
- Nadavi.net
- Sravni.com
- PriceOk.ru
- MobiGuru.ru
- Poisk-podbor.ru
- Topadvert.ru
- Tiu.ru
Это список общих (универсальных) маркетплейсов. Так же существуют нишевые (под каждую категорию товаров). Например маркетплейс по строительным материалам. Такие нужно находить самим через поисковые системы.
Находите в них свои товары и достаете всех конкурентов.
Плюсы:
- Более полная, чем в ручном сборе, представление о рынке, быстрее сбор информации.
- Уже сформированные фильтры подбора для аудитории. Вы более четко понимаете какие второстепенные вещи нужны пользователю
- Надежность магазина (Отзывы)
- Стоимость, тип и время доставки
- И т.д.
- Здесь основные конкуренты которые вкладывают деньги в рекламу, а значит цены у них актуальные.
- Если вы тоже планируете размещаться на маркетплейсе, вы сможете более лучше понимать — «Что тут происходит» и правила «игры».
Минусы:
- Ручной сбор конкурентов и их цен занимает много времени.
- Защита у таких площадок очень хорошая и автоматизировать процесс крайне дорого и сложно.
- На маркетплейсах размещаются не все конкуренты и не все продажи происходят через них, а значит картина рынка не полная.
- Не все крупные игроки пользуются маркетплейсами, а если используют, то не для всех товаров.
3) Контекстная реклама
Это альтернативный вариант между первым и вторым методом сбора конкурентов.
Отличия этого варианта от ручного сбора и сбора с маркетплейсов:
- В ручном режиме с двух основных поисковых систем Яндекс+Google вы соберете не более 20-30 конкурентов.
Плюсы:
- Автоматизированный сбор конкурентов, более быстрый.
- Видно бюджеты на контекстную рекламу, как для всего сайта, так и по категориям.
- Можно посмотреть какие объявления используют конкуренты, чем завлекают покупателей (Например призывами к действию, предложениями об акциях, скидка, бесплатной доставке, гарантией и т.п.)
Минусы
- Малое количество конкурентов
- Сервисы могут иметь сильные расхождения прогноза бюджета с реальными данными.
- Опять таки, не полное понимание рынка.
4) SimilarWeb
Вообще, этот сервис предназначен для анализа трафика конкурента. Но к этому мы вернемся позже.
Одной из функций этого сервиса является — «показ похожих сайтов» и «что еще посещали пользователи с этим сайтом».
Ресурс англоязычный, но проблем с его пользованием возникнуть не должно, довольно все просто.
Вариант 1.
Заходим по ссылке https://www.similarweb.com/top-websites
И выбираем нужную нам категорию товаров
Для отображения только в «Russia» — нужна платная подписка.
Цены кстати «кусаются». На скриншоте их нет, но начинаются, если не ошибаюсь, от 1500$ годовая подписка (Минимум год)
Вариант 2.
Когда вы указываете домен конкурента, есть блок «Что еще посещают пользователи сайта».
Сортировка по похожести (Similarity) и Рангу в стране (Rank)
5) nCrawler.com
С помощью сервиса nCrawler можно сделать полной анализ рынка.
Примеры запросов:
- Категория (пример: Холодильник)
- Бренд (пример: Samsung)
- Товар (Пример: LG 49UJ639V)
- Магазин (Пример: mvideo.ru)
Проанализировать рынок по категории — холодильник
- Основные бренды и диапазоны цен.
- Магазинов торгующие насосами — 5150
- Уточняющих и смежных категорий — 19
- Регионы продаж — 85
С помощью настроек, вы можете уточнить ваших конкурентов:
Например так:
- Регион — Москва и область
- Бренд — Bosch
Итого — 113 магазинов. Список магазинов и все цены на них.
Проанализировать рынок по Бренду — Aquario
- Список магазинов
- Категории товаров
- Регионы продаж
Например если вы торгуете определенным брендом, на комплектующие у вас тоже будут конкуренты и не обязательно те же, что и по основному товару.
Проанализировать рынок по товару — LG 49UJ639V
Полный список конкурентов, с ценами и ссылками на товары.
Так же вы можете изучить конкретный магазин, его товары и цены.
Посмотрите видео по анализу рынков.
6) Остальные методы
Существуют и другие методы сбора конкурентов:
- через поставщиков
- от покупателей
- поиск по группам и форумам
- ногами пройтись по городу
- и так далее.
Но все они менее эффективные и времязатратные (кроме случаев когда очень специфичная или узкая ниша).
Анализ сайта конкурентов по категориям товаров
Конкурентов может быть много. Вы ведь не конкурируете названиями компании, а конкурируете товарами.
Пример:
Ваш сайт продает 3 категории товаров: холодильники, газовые котлы и смартфоны.
Сделаем простой сравнительный анализ конкурентов в таблице Excel.
Красным отмечены где у конкурентов нет такого товара, зеленым — есть.
Есть специализированные магазины по категориям, есть универсальные, но далеко не факт что ваша товарная матрица будет пересекаться на все 100%
Обычно это в диапазоне от 30 до 70% товарной матрицы.
Оценка конкурентов
Допустим вы собрали список всех ваших конкурентов. теперь нужно понять с кем необходимо конкурировать.
Под этот критерий должны подходить конкуренты по нескольким условиям:
- Товарные матрицы более чем на 20% совпадают с вашими.
- Регион(ы) продаж совпадают с вашими.
- У этого магазина есть стабильный поток покупателей (не заброшенный).
- С ценами этого магазина вы готовы конкурировать.*
* часто оптовики делают большие скидки для крупных и постоянных клиентов, иногда цена с наценкой, ниже чем ваша закупочная цена.
** Некоторые продавцы продают себе в убыток, при этом продавая допы, которые перекрывают убыток и помогают компании зарабатывать. Не все такое себе могут позволить.
Изучаем трафик сайта
Для изучения как и где рекламируется конкурент, воспользуемся уже упоминавшимся выше сервисом https://www.similarweb.com/
Для примера возмем сайт mvideo.ru
- Вкладка Overview
- Количество посещений за месяц — 39.750.000 человек.
- Среднее время на сайте 6 минут 35 секунд
- Среднее просмотров страниц за визит — 8.11
- Количество отказов (не всегда работает правильно)
2. вкладка Traffic Sources
- Direct — прямые заходы или не учтенные referral (источник перехода)
- Referrals — заходы с других сайтов или рекламы
- Search — переход из поисковых систем
- Social — переходы из социальных сетей
- Mail — переходы с писем
- Display — реклама (но тут не всегда правильно считается, referrals тоже может быть рекламой)
3. вкладка Referrals
Сайты и источники переходов. полный список, увы, только по подписке.
4. вкладка Search
Переходы из поисковых систем. основные ключевые слова.
5. Вкладка Social (Социальные сети)
Основные группы и каналы коммуникации с аудиторией.
6. Вкладка Display Adversting (Реклама)
Какие каналы рекламы использует конкурент для привлечения аудитории на сайт. Полный список, так же, по подписке.
7. Вкладка Audience Interestrs (Интересы аудитории) и часто посещаемые сайты
8. Вкладка Related Mobile Apps (Приложения этого сайта)
Спасибо этому сервису. За конкурентами следить стало проще.
Примечание: Если посетителей на сайте меньше 5.000 данных в сервисе будет мало.
Проходимся по всем конкурентам в таблице, выявляем «мертвые души» или конкуренты с маленькой активностью. Обычно такие конкуренты имеют минимальную цену, т.к. не тратят деньги на рекламу и привлечение аудитории. А значит с ними конкурировать ценой — нет никакого смысла. Однако все же можно подсмотреть, возможно и у них есть полезные предложения для своих клиентов.
В итоге после пристального изучения конкурентов, должна сформироваться похожая таблица.
Вообще можете сделать любую, как вам будет более удобнее.
Отдельно лучше сделать таблицу по предложениям конкурентов напрямую не связанную с товарами.
Укажите все возможные преимущества.
Оборот и доходы конкурента
Для большинства конкурентов, вы вряд ли сможете определить количество заказов в день.
Хотя это можно сделать по косвенным признакам:
Например для магазина xCom это выглядит так:
Дата заказа/номер заказа. а это значит что в этот день было сделано более 270 заказов. у кого такая система, делайте в последний час дня.
Можно позвонить и пообщаться с менеджером, окольными путями подводя к нужным вопросам.
- «Что сейчас хорошо берут из этой категории»
Или представиться партнером и косвенно расспрашивать о количестве заказов.
- «У нас есть бесплатный сервис для магазинов у которых больше N покупок в день. поможет лучше вам лучше …»
Для крупных магазинов подойдут данные из отчетов для инвесторов. Например http://invest.mvideo.ru/
По косвенным признакам на расходы можно составить впечатление о доходах. Иногда бывают сразу пишут оборотку компании.
Так же есть данные, правда немного устаревшие тут — http://www.ruward.ru/ecommerce-index-2016/
Цены конкурентов
Существует по сути 2 метода сбора цен конкурентов
- Ручной сбор
- Автоматизированный сбор
Ручной сбор цен
Ручками заходим на сайт конкурента и собираем цены в Excel таблицу.
Плюсы:
- Быстрый доступ к ценам (открыли, посмотрели, записали)
Минусы:
- При базе товаров от 100 наименований или более 10 конкурентов это большой объем работы. Не говоря о том, если у вас более 10.000 позиций
- Невозможность быстро реагировать на изменение цены (В некоторых крупных магазинах цена может меняться до 10 раз в день)
- Нужен специальный человек который будет заниматься только изучением цен. Ему нужно платить зарплату, поить, кормить, учить, одевать и печеньки.
Подходит для одного-двух товара\услуги и\или когда конкурентов мало.
Автоматизированный сбор цен
Тут вариантов достаточно много — программы, сервисы, самописные скрипты и т.д.
Один из лучших, по нашему скромному мнению — nCrawler.com
Вы просто указываете свой сайт, конкурентов и видите разницу цен в различных срезах.
Видео по сравнению цен с конкурентами
Методы ценовой конкуренции
Универсального решения тут нет. Цену желательно формировать из таких соображений:
- Место рекламы
- Основные конкуренты
- Маржа
Допустим вы делаете ставку только на SEO продвижение, тогда вам необходимо собрать цены первых 10 конкурентов и предложить наилучшие условия — цена, обслуживание, доставка.
Если вы даете рекламу на маркетплейсе — в зависимости от вашего рейтинга на торговой площадке вы можете увеличивать или уменьшать цену. (Как правило самые дешевые не всегда берут, у потребителя складывается в представлении слишком дешево = подделка или что-то не так).
Если вы делаете рекламу в контексте и у вас «быстрые» продажи, без принятия долгого решения о покупке, то можете спокойно делать цену выше конкурентов.
С ценами нужно экспериментировать, опираясь на разные факторы, время суток, активность конкурентов, лояльности, стоимость и время доставки и т.д.
Надеемся мы смогли вам помочь составить картину рынка и разобраться в ваших конкурентах.
И минута юмора.
Для совсем отчаявшихся есть решение как бороться с конкурентами.
а ведь более 300 запросов в месяц только в Яндекс.