Советские автозаводы в период с 1945 по 1951 г. освоили выпуск четырех моделей грузовиков с бортовой платформой. Среди них самым массовым стал Газ-51. Первая партия этих надежных и долговечных автомобилей была изготовлена в декабре сорок пятого года, а уже в июне сорок шестого началось их серийное производство. На верное, у моих читателей возник вопрос, почему-это надежных и долговечных? Отвечаю. Производство Газ-51 и его модернизированного варианта Газ-51А шло тридцать один год! При надлежащем уходе они еще долго будут служить своим хозяевам. До сих пор встречаю эти машины на Парадах Победы, в разных уголках России. Конечно же отреставрированные, но еще на хорошем и уверенном ходу. Простота конструкции позволяет восстанавливать их с минимальными затратами.
Для того тяжелого послевоенного времени, эта модель представляла весьма передовую и совершенную конструкцию. Автомобиль обладал немалым запасом прочности и мог эксплуатироваться с большими перегрузами. В нем были воплощены все последние достижения автомобильной техники. Шестицилиндровый рядный двигатель мощностью 70 л.с. со сменными сталебабитовыми вкладышами, имел так называемые сухие гильзы цилиндров и хромированные верхние поршневые кольца. Попросту говоря, зеркало цилиндров протачивалось прямо в блоке цилиндров. На полста первом был установлен гидравлический привод тормозов, автоматическое опережение момента зажигания, полуцентробежное сцепление, термостат в системе охлаждения, на передней подвеске гидравлические амортизаторы. Четырех ступенчатая коробка передач не имела синхронизаторов, переключение производилось с помощью двойного выжима сцепления, а на пониженные передачи еще и с перегазовкой. А еще коробка издавала довольно истошный вой на всех передачах, кроме прямой. Вспомнил интересную деталь. Привод стеклоочистителей был вакуумный и соединялся с впускным коллектором медными трубками. На холостых дворники двигались очень быстро, а при нагрузке как черепаха. По паспорту, на машине можно было перевозить 2 500 кг. груза и развивать скорость до 70 км/час. На практике крейсерская скорость составляла 50-60 км/час, ведь если прогнать Газик с большей скоростью, застучит двигатель или прогорят клапана. Хотя в те далекие времена, такой скорости хватало с головой.
За свой тридцатилетний путь автомобиль не раз модернизировали. На первых выпусках устанавливали деревянно-металлическую кабину с деревянными подножками. Позже их заменили на металлические. Приборы были прямоугольные, впоследствии появились круглые, отсутствовал отопитель кабины. С пятьдесят первого года топливный бак перенесли из-под кузова под кабину, уменьшив емкость со 105 до 90 литров. Все эти изменения нашли отражение в автомобиле с индексом ГАЗ-51А. Его конструкция оказалась настолько удачной, что послужила базой для очень многих моделей и модификаций. К примеру: вездеход ГАЗ-63, седельный тягач ГАЗ-51-П, автобусы ПАЗ-651 и ПАЗ-653, самосвал ГАЗ-93 и многие другие. Производство ГАЗончиков по советской документации было развернуто в Польше (Люблин-51), в Китае (Юэцзинь-134), в Северной Корее (Сынри-58). В общем разработанная концепция простого и надежного грузового автомобиля была полностью воплощена в жизнь. Полста первый верой и правдой служил на благо трудового народа, а его создатели были удостоены Сталинской премии.
Подписывайтесь на канал "Автобаза СССР" ставьте лайки, делитесь информацией с другими любителями советской техники! С уважением, завгар автобазы.