Фильмы о войне, которые получили главные фестивальные награды.
Мы объединим фильмы не только по военной тематике, но и потому, что они получили признание на международном уровне. Они получили главные призы на международных фестивалях, и по мнению большинства критиков, и простых зрителей, эти фильмы являются шедеврами мирового кино. И, как всякое настоящее искусство, эти фильмы рассказывают о людях, и показывают высокий нравственный образ русского человека в тяжелейших и экстремальных ситуациях, которой и является война. И эти фильмы наполнены любовью к своим героям. Все фильмы объединяет еще и то, что сценарии написаны на основе великолепной литературной основе. Это пьеса Розова «Вечно живые», рассказы «Судьба человека» и «Иван», а также, повесть «Сотников».
«Летят журавли».
Пример фильма, который не сразу же поняли в родном Отечестве. Прокатная судьба его в год выхода в прокат была не плохой, но и не очень хорошей. По общей кассе он попал только на десятое место. Зато он завоевал «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале в 1958 году. Это самая престижная фестивальная награда в мире кино. Заодно этот фильм породнил новую эстетику в нашем кино. Удивительное дело! Снял этот фильм режиссер старой школы Михаил Калатозов. Оператор Сергей Урусевский стал новатором в операторском искусстве.
«Судьба человека».
Первый фильм Сергея Бондарчука в качестве режиссера – постановщика. Он экранизировал очень сложный, и очень тяжелый материал для кино. И сделал это так, что фильм заслонил полностью прекрасный рассказ Михаила Шолохова. Фильм получил главную премию на Московском фестивале (Большой приз). Тогда это был один из ведущих мировых фестивалей, наряду с Каннами, Берлином и Венецией. Безоговорочно приняли этот фильм и зрителя, которые назвали этот фильм лучшим в 1959 году.
«Иваново детство».
Этот фильм получил «Золотого льва» в Венеции. И это был дебют в полном метре Андрея Тарковского. Фильм открыл для кинематографа несколько молодых актеров, в том числе, Николая Бурляева, Валентину Малявина, и Евгения Жарикова. И был хорошо принят зрителями. Это самая кассовая работа мэтра в советском прокате. Фильм про то, как война не может вытравить из ребенка детство. Но она его может убить. Но не сломать.
«Восхождение».
Лариса Шепитько совершила режиссерский подвиг, делая рассказ об одном конкретном человеческом подвиге, и о том, что русский человек даже перед лицом смерти находиться на вершине человеческого духа. Никаких препятствий для съемок не было. Чиновники думали, что это будет обычная партизанская история. Но когда они посмотрели, то сильно удивились. Фильм обвинили в религиозных настроениях наши чиновники. Но они сразу же замолчали, когда фильм получил «Золотого медведя» на Берлинском фестивале. Говорят, что Петр Машеров, который тогда возглавлял партию Белоруссии, плакал при просмотре этого фильма. Это была первая награда советскому фильму. Фильм не стал кассовой сенсацией. Он крайне тяжел для простого зрителя. Но посмотреть его стоит. Музыка Альфреда Шнитке к этой картине – это тоже шедевр. Это последняя завершенная картина режиссера. На следующей картине она погибнет в автомобильной катастрофе.
Все эти фильмы составляют золотой фонд мирового искусства. И их нужно смотреть всем тем, кто хочет разобраться в характере русского человека.