Весь март мы пилили приложение. Тогда я даже не подозревал, что разработка может настолько сильно деморализовать. Месяц до этого прошел очень быстро - постоянные интервью с клиентами, обработка фидбека, корректировки планов и расчеты экономики. В итоге мы уперлись в то, что надо готовить и выпускать первую версию продукта.
Прототип восприняли позитивно, проблемы нашей аудитории подтвердились, но продавать воздух мы не умеем и не хотим. В строительстве очень неохотно платят за то, что нельзя потрогать и, тем более, если это что-то не особо работает на практике. Стало понятно, что потенциал проверки гипотез и привлечения аудитории с помощью MVP-прототипа мы на текущий момент исчерпали. Нужно мясо, пора втухать в код.
И тут случилось очень странное - мы занялись тем, что умеем лучше всего - разработкой. Но спустя неделю все поняли, что это дико бесит и деморализует.
Мы уже четко знали что нам нужно на выходе, бэклог не менялся и был очень хорошо проработан. Нужно было время.
А потом вся команда одновременно слегла с гриппом. На неделю мы полностью выпали из дела. На важные созвоны отправлялся тот, у кого ниже температура, а каждое утро накатывало отчаяние от осознания того, что ничего не происходит и не двигается.
На сегодня это был, пожалуй, самый депрессивный период, в который мы занимались только тем что умеем и любим делать. К концу месяца было ощущение бега во сне - изо всех сил, но продвигаясь на полшага.
В итоге мы пришли к очень некомфортному командному решению - порезать фичи и задачи, которые мы делаем к релизу и договорились 5-го апреля выпустить то, что будет по факту на руках. И не днем позже, без альтернатив. Три дня на подготовку маркетинга и публичный запуск. Это было непривычно, особенно непривычно было когда с большим стыдом за говнокод и баги мы отправили приложения на аппрув :)
Иногда бывают периоды, когда требуется значительное время и сфокусированная прикладная работа над продуктом. В это время нет движухи и очень мало взаимодействий с внешним миром. И очень сильно портится настроение. Когда четко понимаешь что будешь делать с результатом и хочешь это делать прямо сейчас, но результата еще нет.
Первое продуктовое "мясо" - это один из неизбежных блокеров на самых ранних стадиях развития компании. Особенно если клиент точно знает, за что он готов платить. Одним из ценных качеств основателей является умение отделить ту самую ключевую ценность своего продукта, отбросить все незначимое. Даже когда каждый разговор о релизе начинается со слов - "с таким дизайном выпускать нельзя, это убого", "в оффлайне не работает, это критично!", "фотки с камеры не прикладываются, это же *****ц!".
Стартап - это ад перфекциониста