Найти тему
Еда на полке

Почему делать продукцию под маркой торговой сети - плохо

Продукция компании "Меридиан" конкурирует сама с собой на полке
Продукция компании "Меридиан" конкурирует сама с собой на полке

Многие производители радуются, если торговая сеть предлагает им возможность выпускать продукцию под ее (торговой сети) собственной маркой. Наверняка каждый из нас эти марки знает: "Лента", "Bonvida" и "365 дней" - у Ленты, "Окей" и "То, что надо!" - у Окея, "Красная цена" - у Пятерочки и т. д. У такой формы сотрудничества с торговой сетью есть ряд плюсов, однако, как показывает практика, минусов в итоге бывает больше.

Сначала о плюсах. Безусловно, за продукцию, выпускаемую под СТМ (собственная торговая марка сети), торговая сеть не берет ряд обязательных бонусов, которые выплачивает производитель, поставляющий тот или иной товар под своей собственной торговой маркой. Товар СТМ всегда располагается на выигрышных местах в торговом зале, а все маркетинговые акции, связанные с ним, обязательно попадают в каталог торговой сети. Казалось бы, производитель должен радоваться такому положению дел - объёмы продаж хорошие, обороты есть, торговля идёт, часть бонусов платить не надо. Многие здесь расслабляются за что и жалеют уже совсем скоро.

Теперь о минусах. Производство продукта под СТМ торговой сети - это жесточайший контроль. Прежде всего, контроль, направленный на оптимизацию всех издержек производителя. Ведь задача - получить товар по минимально возможной для его категории цене. О качестве здесь думают в последнюю очередь, главное, чтобы никто не травился. Такие товары, конечно, безопасны, но какую-либо пользу они тоже вряд ли несут.

Например, один крупный производитель овощных консервов из Астраханской области, которые делает большое количество наименований продукции, добавляет в консервы под СТМ сетей крахмал - чтобы объём остался тем же, но самих овощей положить в банку поменьше. Этот же производитель вынужден (чтобы уложиться по цене) заменять в кабачковой икре более дорогое пюре из кабачков на пюре из тыквы. Молоко и молочные продукты под СТМ - это тоже большая лотерея под названием "угадай, как изворачивались технологи, чтобы упасть в цене ниже плинтуса".

Но даже не в этом основная проблема. В конце концов, производители в России мало думают о том, чтобы накормить вкусной, натуральной и доступной едой население. Они думают о прибыли. А с прибылью в случае работы под СТМ тоже не всё гладко. Судите сами. Вы поставляете, условно говоря, молоко. Под своей маркой. Стоит оно 60 рублей за бутылку. Представители торговой сети предлагают вам выгодное сотрудничество по производству такого же молока и поставкам его в эту же сеть под СТМ сети. Вы соглашаетесь. Вы делаете у себя на предприятии такое же молоко, в такой же бутылке (ну, может быть, для удешевления, добавляете туда больше сухого молока). Потом оба этих товара (ваше молоко, и тоже ваше молоко, но под СТМ сети) стоят на полке рядом. Ваше стоит 60 рублей, молоко СТМ - 40. Берут больше, разумеется, молоко за 40. Ваше не берут. Вы теряете объёмы продаж своего продукта, зато объёмы продаж продукта под СТМ вроде бы как растут. Только с них вы фактически не имеете прибыли, она минимальна.

Кальмар от "Балтийского берега" конкурирует сам с собой. Абсолютно идентичные продукты
Кальмар от "Балтийского берега" конкурирует сам с собой. Абсолютно идентичные продукты

Но самое страшное, что происходит в этой ситуации - вы убиваете свою торговую марку. Вы начинаете конкурировать на полке торговой сети сами с собой. Именно поэтому производители под СТМ часто меняются - многие не выдерживают этой игры на выживание, и выжатые как лимон, сходят с дистанции. Относительно безболезненно работать с сетями по СТМ могут только крупные предприятия с большим запасом прочности. Помните об этом.