Найти тему
Тьютор

Кислота - друг молодежи. Щелочь тоже!

Оглавление

- Вот мы берем органический растворитель, гексан, наливаем его в кювету, помещаем в спектрометр.…

Александр Алексеевич Кудрявцев, доцент кафедры органической и экологической химии, демонстрирует, как работает прибор, внешне представляющий собой какой-то гибрид из компьютера, микроволновки, ксерокса, плоттера и еще какой-то оргтехники.

- …Видите, рисует спектр… Для чистого вещества получается совсем неинтересная, чем-то напоминающая крутой берег Туры, линия.

Фломастер, вставленный в прибор, действительно выписывает на бумаге горбатую линию.

- А теперь мы добавим в раствор чуть-чуть бензола. Того самого, который при аварии на китайском предприятии «ароматизировал» воды восточносибирских рек…

Бензола Александр Алексеевич действительно берет чуть-чуть: обмакивает тоненькую палочку сначала в склянку с бензолом, потом едва касается ей жидкости. Этого оказывается достаточно для того, чтобы прибор нарисовал рядом с горбатой линию поинтереснее: с частыми загогулинами, словно пятерня руки: "У каждого вещества – свой неповторимый портрет, отпечаток пальцев – недаром эти методы так любили легендарные сыщики – тот же Холмс !".

По словам Александра Кудрявцева, такая чувствительность прибора – вовсе не предел: "Этот эксперимент наглядный, но достаточно грубый. Наши приборы могут чувствовать и гораздо меньшие концентрации вещества !".

Другой прибор из той же лаборатории – на этот раз отдаленно напоминающий уменьшенную копию стиральной машины с центрифугой - на наших глазах определил состав какого-то сложного раствора. Раствор, как объяснил Кудрявцев – был продавлен сквозь тонюсенький капиллярчик. В результате на листке бумаги получилось что-то вроде кардиограммы. Каждой пик этой линии дают разные вещества, присутствующие в пробе.

Кислота – друг молодежи

Щелочь тоже!

Все лаборатории на факультете химии очень сильно отличаются от тех, что ожидает в них увидеть человек, сталкивавшийся с химией только на школьных занятиях.

Основное пространство занимают приборы и компьютеры. Студентам не приходится, например, поджигать сухое горючее, как это делают в школе. Прибор, позволяющий определять состав вещества по цвету пламени, сам засасывает пробу (например, водопроводную воду), элегантная зажигалка плавно выезжает из пазов, чиркает над ацетиленовой горелкой – и мы видим плоскую полоску красивого пламени, которое, в зависимости от содержащихся в пробе веществ окрашено то желтым, то фиолетовым, то ярко-красным цветом.

Больше всего соответствует стереотипным ожиданиям лаборатория органической химии. Здесь все серьезно: вытяжные шкафы над рабочими местами, резиновые фартуки, маски и противогазы на студентах, угрожающая надпись "красный кран не трогать". "Бывает, здесь что-то и взрывается, - поясняет один из студентов. – Органическая химия, хоть трудная и опасная, но очень ценная. Некоторые вещества стоят по 1000 долларов за грамм. Если вы синтезируете такое, ваш труд будет оплачен очень хорошо".

Лаборатория экологических исследований – гордость химфака. Она сертифицирована и работает не только как учебная. А вот и результаты деятельности – таблички с показателями загрязнения в различных районах города. Незаполненных квадратиков, oзначающих, что в данном районе по данному веществу предельная концентрация вещества не превышена, что-то мало. Знания, которые добываются в этой лаборатории, в большинстве своем печальны. Однако это не снижает у студентов популярности специализации "химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность".

Эта специализация – одна из четырех, имеющихся на факультете. Есть еще "органическая химия", "неорганическая химия" и "физическая химия". Факультет готовится открыть еще две: "современные неорганические материалы" и "медицинская химия".

Основной диплом, который будут получать выпускники факультета химии – это диплом бакалавра химии. Он дает возможность работать в НИИ, криминологических лабораториях, органах госконтроля, предприятиях и фирмах, имеющих лаборатории контроля технологических процессов и качества продукции, медицинских организациях и так далее. Чтобы стать бакалавром, нужно учится четыре года. Чтобы стать магистром химии бакалавр химии должен учится два года.

-2

Хотя "химики разные нужны", каждому студенту лучше стремиться стать не просто выпускником, а специалистом с ученой степенью. Тогда открываются совершенно новые перспективы в карьере. "Защитившиеся у меня кандидаты работают в престижнейших организациях. У меня сейчас 17 аспирантов, и большинству из них уже сейчас предлагают интересные должности с хорошей зарплатой».

Поскольку химические факультеты никогда не страдали от наплыва абитуриентов, большинство их студентов учится на бюджетных местах. Стоимость обучения на договорной основе невысокая, несмотря на то, что обучение химика для бюджета университетов, как правило, самое дорогое. Просто цена не завышена ажиотажным спросом. Правда, все может изменится, ведь спрос на выпускников растет, растут и их зарплаты, значит, и конкурс может оказаться выше обычного.

Студентов факультетов химии ждут увлекательные эксперименты, участие (а может, как у старших товарищей – и победы) во всероссийских олимпиадах, совместная с преподавателями научная работа по грантовым исследованиям, и наконец, профессия, в которой, как обещают преподаватели, выпускникам никогда не придется разочароваться.