Найти в Дзене
Жизнь в Максатихе

40 лет авиакатастрофы возле Максатихи

Оглавление

19 мая 2018 года исполняется 40 лет аварийной посадке ТУ-154Б вблизи посёлка Максатиха (около деревни Хмелевая). Самолёт следовал рейсом №6709 Баку (Бина) – Ленинград (Пулково) 19 мая 1978 года. По официальной информации погибло 4 человека из 126 пассажиров (плюс 8 членов экипажа).

В 2015 году я побывал на месте предполагаемой катастрофы самолета. На карте ниже показана граница (голубым цветом), которую я исследовал на местности. Никаких вспомогательных приборов не было, только визуальное наблюдение.

Красная полоса - направление посадки на поле. Желтая точка - место съёмки мною панорамы.
Красная полоса - направление посадки на поле. Желтая точка - место съёмки мною панорамы.

Разумеется, никаких свидетельств не нашел и не надеялся. Остов растащили еще в те времена, а то что оставалось, возможно, успешно сделало путь как металлолом в Китай и пущено на гвозди...

В то время я снял сферическую панораму с обзором на 360 градусов, на месте предполагаемой остановки самолёта во время аварийной посадки. За д. Хмелевая, там сейчас место старых свалок, бОльшая часть которых заросла травой. Смотреть панораму на сервисе https://www.360cities.net/image/hmelevaya

-2

Отчет о полете

19 мая 1978 года:

Экипаж 107 летного отряда произвел взлет в а/п Баку (Бина) в 10:30 мск. В 13:18 при пролете контрольного пункта Починок с курсом 354° на эшелоне 9 600 м в результате остановки двигателей (факт падения оборотов экипажем не замечен) произошло отключение всех трех генераторов и обесточивание бортовой сети переменного тока.
-3
Продолжая полет в сторону а/д Бежецк, рекомендованный для посадки диспетчером МРЦ, КВС, оценив сложившуюся обстановку (безуспешность восстановления работы двигателей, высоту полета и расстояние до а/д Бежецк) в 13:27 принял решение выполнить вынужденную посадку на участок местности.
В момент принятия этого решения до а/д Бежецка было 65 км. Высота полета составляла 3300 м, с этой высоты при данных приборной и вертикальной скоростях самолет мог преодолеть 43 км. Кроме того, а/д Бежецк находится среди леса, с воздуха его обнаружить сложно и экипаж его не обнаружил. Экипаж проинформировал бортпроводников. Пассажиры были пристегнуты. На высоте 2000 м от аварийной системы были выпущены шасси. Предположительно, не все стойки шасси встали на замки выпущенного положения из-за недостаточности давления в гидросистеме.
Расчет на посадку выполнен квалифицированно. Посадка произведена в 13:32 без выпуска закрылков на поля ячменя и картофеля среди заболоченной и холмистой местности, покрытой лесными массивами и вспаханными полями при благоприятных метеоусловиях (ясный солнечный день). Самолет приземлился в поле, пересеченном лесополосой шириной 2 м, грунтовой дорогой и канавой глубиной до 0,5 м.
Первое касание произошло правой плоскостью о дерево на окраине поля с последующим приземлением на травянистый грунт основными тележками шасси практически одновременно. После пробега по грунту около 150 м, самолет отделился от земли, через 300 м в полете пересек лесополосу, срубив деревья по всему размаху крыла, дважды коснулся грунта левой тележкой и приземлился через 792 м от точки первого касания. При соприкосновении с деревьями началось разрушение самолета.
При движении по грунту последовало дальнейшее его разрушение: складывание правой стойки шасси, опускание и отделение правой плоскости и правого двигателя, а затем при пересечении грунтовой дороги (при этом БЫЛ СБИТ ТЕЛЕГРАФНЫЙ СТОЛБ) и канавы – разрушение и отделение передней и левой стоек шасси и концевой части левой плоскости.
Фюзеляж остановился на удалении 1 518 м от места первого касания. При этом он разрушился на три части – по 20 и 63 шпангоутам. Через 2-3 минуты после остановки возник интенсивный пожар. За исключением двигателей и хвостовой части, самолет полностью сгорел (до 67 шпангоута). Он остановился вблизи складов совхоза «Свет» на окраине деревни Хмелёвая в точке с координатами 57°46’ СШ, 35°57’ ВД.
В процессе пробега экипажем принимались меры по предотвращению столкновения с препятствиями. После посадки экипаж принял активные меры по эвакуации пассажиров. Часть пассажирских кресел при вынужденной посадке была сорвана с креплений.
Трое пассажиров (военнослужащий - капитан ВВС и две женщины) самолет не покидали и погибли. Причина их гибели не установлена по причине уничтожения тел при пожаре. По показаниям членов экипажа пассажир-мужчина был завален сорванными креслами. Девочке 1971 г.р. зажало ноги. На ее крики в самолет вернулись двое членов экипажа, но освободить ноги девочки не смогли и были вынуждены покинуть самолет из-за усиливающегося задымления, жара и приближающегося огня. Девочка погибла.
26 пассажиров и бортинженер-инструктор получили ранения. Остальные пассажиры и члены экипажа не пострадали. Среди пассажиров находились двое граждан Алжира.

Ссылка на полный источник: http://www.airdisaster.ru/database.php?id=84

Мои фото на месте авиакатастрофы прошлого века

Я веду местную публичную страницу в вконтакте с одноименным названием "Жизнь в Максатихе" и идею посетить место аварийной посадки ТУ-154Б получил от одного из подписчиков и вот какой вопрос был задан человеком, затронувшим эту тему: ... может на месте событий сохранились какие-нибудь свидетельства? Хотя-бы памятный знак какой, всё-таки, четыре человека погибли...

Памятных знаков я не нашел – но не факт, что таковые отсутствуют вовсе, не всю территорию там "облазил". Единственно – возможно, видел тот самый сбитый старый телеграфный столб (см. фото ниже), все остальные аккуратно спилены, а "этот" как будто вырван, опора целая.

-4

За д. Хмелевая. Место старых свалок, основной мусор зарос травой, строительный мусор снаружи. Виднеется разрушенное здание фермы.

-5

Остатки мусора, виднеются дома деревни.

-6

Встречал много относительно "свежих" ям и находок "копателей".

-7
-8

Недалеко от того места, где я снимал сферическую панораму, обнаружил прямоугольный (почти) камень.

-9
-10

Во время прочесывания территории добрел до линии электропередач.

-11

Просто столбик. На заднем плане остатки старой фермы вблизи деревни Хмелевая.

-12

Как видно из фотографий выше – ничего интересного не нашел, впрочем так и предполагал.

Когда я опубликовал в 2015 году информацию о катастрофе, поступило много комментариев от жителей Максатихи. Приведу часть из них:

Ирина Андреева

Помню этот день. И даже ходили на место падения самолёта с подругой может через день - два. Там в здании элеватора, буквально перед которым лежал самолёт, было много попугайчиков лимонного цвета . Их ловили, брали домой . У подруги жили какое-то время два.

Екатерина Хохлова

Надо же — я только недавно вспоминала это событие и хотела забраться в недра сети, чтобы найти информацию. Помню большой столб чёрного дыма со стороны Розовой дачи, а мы играли возле восьмилетней школы на площадке, испугались, что наши дома горят и побежали. Помню, как жители Розовой Дачи рванули туда кто на чём — на велосипедах, мотоциклах, кто пешком. Тащили обратно обломки самолёта. Попугайчиков действительно ловили.

Ирина Андреева

Старший брат моего ныне покойного одноклассника Володи Емельянова, пахал как раз в тот день поле за деревней Хмелевая . И Володя был с ним в тракторе- школу прогуливал в День пионерии. )) Они были очевидцами авиакатастрофы. Володя нам в школе рассказывал, как всё было, как самолёт падал, как разваливался над полем .Нам тогда было по 12 лет.Если мне не изменяет память, брата звали Олег.

Михаил Милосердов

А мы в этот день ездили с агитбригадой по полевым станам района, посевная в разгаре была, приезжаем РДК, а там полно народу кавказкой национальности, нам сказали что разбился самолет, мы туда, а там отцепление из военных и попугайчики летают.

Елена Жалова

А мой брат работал на машине в совхозе"Свет" и пострадавших возил в районную больницу. А мамина приятельница работала дежурной по переезду на Хмелевском разъезде(тогда переезд был охраняемым) и наблюдала весь процесс падения самолета. Говорила, что выбрасывали из самолета ценные вещи, позже находили на поле обгоревшие кошельки, вернее запоры от кошельков.

Владимир Серов

В Максатихе когда то был запасной аэродром той военной части, что базировалась в Дорохове (Бежецк). Может как раз Дороховские диспетчера и предложили посадить самолет именно на запасной аэродром?
Еще на моей памяти, аэродром использовался для взлета-посадки т.н. "кукурузников", гражданской авиации. А на памяти знакомых старых вояк, на аэродром совершал аварийную посадку штурмовик СУ-15. При этом выворотил несколько плит. Но сел удачно. Год не скажу, но очень давно. Думаю может кто то и подскажет.

Наталья Седова

Когда самолет падал звука не было. Он разломился на 2 части (хвост упал слева от дороги, а остальное немного не задев подстанцию или как это называется, не знаю, упало на другой стороне дороги). Даже часть людей выпала из самолета в этот разлом.

Комментариев было ещё много, кому интересно, вот ссылка на тот самый пост – https://vk.com/wall-54836216_13966

Судьба самолета

Фотографий данного самолета, совершившего аварийную посадку около Максатихи, я не нашёл. Он имел бортовой номер CCCP-85169, выпуск сентябрь 1976 года – получается, 2 года отлетал. Списан 20 июля 1978 г. (Приказ МГА №014 – лётное происшествие) .

Но случайно наткнулся в интернет на фотографии ближайших "братьев" нашего самолета.

ТУ-154Б, первый бортовой номер CCCP-85168, выпуск август 1976 года. Потом самолет получил бортовой номер 4L- 85168 и сейчас находится на хранении в Тбилиси (Грузия). Источник: https://russianplanes.net/reginfo/9126

Тимур Пулузашвили (c) Тбилиси август 2013
Тимур Пулузашвили (c) Тбилиси август 2013
Вячеслав Фирсов (c) Тбилиси май 2011
Вячеслав Фирсов (c) Тбилиси май 2011

ТУ-154Б, бортовой номер CCCP-85170, выпуск сентябрь 1976 года. После 2000 года разбирался в пользу других бортов, в итоге - порезан/уничтожен. Источник: https://russianplanes.net/reginfo/9081

Chris (c) Москва - Внуково 1991-07-21
Chris (c) Москва - Внуково 1991-07-21

Какая разная судьба у трёх самолетов-братьев.

На этом всё.

Будем признательны за любую сумму, которая покажется вам достаточной, чтобы поддержать наш деревенский канал "Жизнь в Максатихе"! Спасибо!
Наша "деревенская" почта maksatiha_life@mail.ru