Классическая гитара, путеводитель по каналу
Верно ли рассуждение, что мозг ребенка более восприимчив, чем мозг взрослого? Почему для успешной музыкальной карьеры так важно своевременное начало, в раннем возрасте?
Правдой может оказаться, что ребенок менее отягощён повседневными делами и бытовыми заботами, а в его голове меньше мысленной болтовни. Такое состояние позволяет естественным образом лучше сфокусироваться, создавая иллюзию, что ребенок способен усваивать новый материал быстрее взрослого. Типичный измотанный, беспокойный взрослый вынужден "переключаться" на музыку в часы долгожданного отдыха, делая над собой усилие. В отличие от этого ребёнок может быть естественным образом погружён в свои занятия чуть ли не круглосуточно.
У взрослого была целая жизнь для ознакомления с музыкой, поэтому он знает, как что-то "должно" звучать, в то время как ребёнок чаще всего не озадачивается подобной проблемой. В результате взрослые легко разувериваются в своих силах, сравнивая свои текущие способности игры с тем, как это "должно" звучать, и такое сравнение способно вызвать большой стресс.
И самый важный фактор — колоссальный запас времени впереди. Если вы начали заниматься в возрасте пяти лет, то к двадцати пяти годам у вас за плечами уже стаж целых 20 лет! Неудивительно, что за эти 20 лет удалось чему-то научиться. Взрослый же человек обычно нетерпеливо ожидает результатов обучения сразу, непрерывно сетуя на медленный прогресс...
На самом деле, взрослый человек обучается, скорее всего, ощутимо быстрее ребёнка. И для этого есть вполне объективные причины:
- Взрослый человек умнее ребёнка. Там, где ребёнку доступно лишь повторение и подражание, взрослый подключает свои аналитические способности и огромный жизненный опыт по добыче знаний и информации. Взрослый не делает и бытовых ошибок, связанных с детской забывчивостью или недальновидностью (уехал на 3 недели из города — забыл взять ноты, запасные струны и тому подобное).
- Взрослый человек имеет чёткую мотивацию. Чего часто не хватает ребёнку, так это желания. Не хватает осознания пользы каких-то рутинных упражнений, понимания реальных целей каждого совершаемого действия, не хватает самодисциплины. Мотивация подростка может быть сфокусирована на "протестной составляющей" и оттеснена половым созреванием.
- Взрослый человек может удерживать концентрацию внимания, которая столь необходима для быстрого обучения. Такой концентрации сильно не достаёт маленьким детям.