Найти в Дзене
АвТОгус

Хрущев - автоконструктор

Сегодня я расскажу об очень редком отечественном грузовом автомобиле который сохранился в единственном экземпляре и является уникальным. Это трехтонка ЗИС-33, которую переделали из стандартного грузовика ЗИС-5, причем идея была очень интересной. Дело в том, что в отличие от пятерки тридцать третий имел гусеницы на задних колесах, что переводило его в ранг вездеходов. Впрочем давайте по по порядку.

Украинской ССР в 1939 году руководил хорошо всем известный Никита Сергеевич Хрущев. Помимо того, что он был первым секретарем партии, он являлся и членом Киевского военного округа. Так вот наблюдая как в сентябре 39-го тягачи #РККА #ссср беспомощно барахтаются в грязи он придумал как решить эту проблему. Справедливости ради стоит сказать, что идею он выдвинул, но принадлежала она вовсе не партийному боссу а его водителю, который решил переделав привод оснастить обычные трехтонные грузовики #ЗИС-5 гусеницами. Наскоро нарисовав на куске ватмана чертеж он передал его Хрущеву который в свою очередь дал делу ход. В кратчайшие сроки машина была переделана и даже обкатана на полигоне. Несмотря на явные нестыковки и инженерные просчеты грузовик получил индекс 33 и был запущен в производство. То ли в силу сверхсекретности, то ли по обычному раздолбайству, но сведений об этом автомобиле практически не осталось. Я сам в первый раз прочитал о нем в книге моего учителя и коллеги Льва Михайловича Шугурова, правда на момент издания трехтомника ни одного живого экземпляра не сохранилось.

фотграфия каталог К.В.Х.
фотграфия каталог К.В.Х.

И вот несколько лет назад на выставке олдтаймеров Галерея Шаманского показала новехонький #ЗИС-33 сверкающий краской как будто только с конвейера. Энтузиастам понадобилось три года и масса терпения что бы восстановить машину в первозданном виде. Впрочем, давайте вернемся в 30- годы прошлого века. Инженеры ЗИС как могли отбивались от этого проекта, но #Хрущев был достаточно влиятельной фигурой в правительстве и им таки пришлось доработать модель и начать производство. 31 декабря 1939 года все работы были закончены и в январе 40-го первый тридцать третий выехал из ворот завода. Ребенок получился мертворожденным. Базовый мотор отлично справляющийся со своими задачами в #ЗИС-5 оказался слабоват для 33-го. Расход мог доходить до 200(!) я не оговорился, именно двухсот литров бензина.

фотография мастерской Евгения Шаманского
фотография мастерской Евгения Шаманского
фотография мастерской Евгения Шаманского
фотография мастерской Евгения Шаманского

Гусеничные траки слетали, сама проходимость, особенно в период распутицы, оставляла желать лучшего. В общем если бы не высокий покровитель автомобиль бы так и остался проектом. Но этого не произошло. И с конвейера сошло около 4500 тысяч экземпляров 33-их. Странно, но Никита Сергеевич по шапке так и не получил, ведь большая часть ЗИСов сгинула в русско-финскую компанию, а остальные передали в колхозы. Идея Хрущева сделать супер дешевый вездеход была более чем странной, ведь параллельно на том же заводе имени Сталина разработали и ввели в эксплуатацию ЗИС-6, автомобиль опережавший 33 на несколько шагов вперед. Упертый Хрущев все равно настаивал на доработке конструкции, в результате этого появился и модернизированный ЗИС-35, который все равно уступал шестерке по многим показателям.

фотография Евгений Чесноков
фотография Евгений Чесноков
фотография Евгений Чесноков
фотография Евгений Чесноков

И все равно автомобиль этот интересен самим фактом своего существования.Да еще и тем, что в реальности подтвердил поговорку «дурная голова — рукам покоя не дает».