Эта история, как многие интересные истории, началась много-много лет назад, когда последователи одного из христианских течений, гонимые католической церковью из окрестностей города Турина, собрались в дальний поход. С детьми и женщинами, нехитрым скарбом и немногочисленными навьюченными лошадьми пробирались они по территории современной Швейцарии, пока не вышли в окрестности Людвигсбурга и осели здесь, в надежде на лучшую долю. Lux lucit in tenebris - таков был их девиз.
Пришлые люди обжились и отстроили несколько деревень. Их названия - Серрес, Пинаж, Перуз,Коррес и Сенаш - резко бросаются в глаза на фоне окружающих -ингенов и -хаймов. В том числе и устройством. Обычная немецкая деревня строилась от главной площади с ратушей, церковью,домом бургомистра. Там же шумел рынок, оглашали приказы. От площади тянулись улочки с вполне понятными названиями. Даже сейчас порой это не дает мне заблудиться. К примеру,Ратхаусштрассе в ста процентах случаев приведет меня к ратуше, а последняя улица в деревне,как правило носит название следующей деревни, куда ведет дорога. Деревни вальденсов состоят из единственной улицы, а главная площадь хоть и обозначена, но не выглядит центром жизни.
Прошло больше трехсот лет с момента основания деревень, и может показаться, что все здесь так же, как и в любой другой деревеньке в окрестностях Штутгарта, - те же старинные
церквушки и любовно сохраненные домики, мощеные камнем тротуары, дикая ежевика и розовые кусты, которые уже давно стали трехметровыми деревьями. Но есть и разница.
Я выхожу из дома на лужайку. Вдоль фасада стоят горшки с помидорами, тыквами и единственной огуречной плетью, которая в этом сезоне явно не в духе. У нее, похоже,нарциссизм, она любуется собой и требует повышенного внимания. Породив на свет два огромных, пузатых огурца и не дождавшись аплодисментов, решила больше не плодоносить. Не достойны, мол. Ну и ладно, не больно-то нужно.
Трудолюбивая мышка-полевка деловито собирает упавшие черносмородиновые ягоды и относит в подземную кладовку на зиму.
За деревней пшеничное поле, а за ним дорога с редкими машинами, а за дорогой - ферма с коровником и большими собаками. Коровник на прошлой неделе серьезно горел, все пожарные округи, включая добровольную пожарную дружину Серреса, тушили пожар целую ночь. К счастью, никто не пострадал. А для добровольной дружины эта история теперь - повод собраться за кружкой пива и обсудить, какими героями они были.
До завода Porsche рукой подать, многие жители Серреса там работают. Заодно и ездят на машинах собственного производства. В жесткой иерархии российской современности автомобиль Porsche связан с большими деньгами, дорогими костюмами, неким мачизмом и определенным статусом. “Я суперкрутой!” - написано на сосредоточенном лице жителя одной из российских столиц, когда он в кабриолете стоимостью не один миллион катит по центральным улицам. И все что соответствует статусу - модные шмотки, очаровательная барышня на пассажирском сидении. “Ой, а у меня молоко кончилось, я в магазин,” - житель Серреса в джинсах, кедах и в таком же кабриолете едет по холмам между полей и просто радуется лету,солнцу и хорошей погоде.
Большинство здесь так или иначе друг другу родственники - троюродные братья, сестры,дядюшки и тетушки. Да и коренных фамилий всего несколько: Жилль, Рюe, Гранже, Жордан,Жювеналь.
Здесь все подчеркнуто равны, равно как у нас на показ неравны. Все одинаковы. Одинаково зажиточны. Домики почти выплачены или получены по наследству, надежная работа, хорошая зарплата. На фоне всеобщего умиротворения ценностью становятся совершенно другие вещи.
Прошло триста лет, а дух лукавого фрондерства и сопротивления официальной власти до сих пор висит в воздухе. Мне охотно рассказывают легенду, как один из семейства Жювеналь поехала соседнюю деревню и припарковал свою телегу (!!!) в неположенном месте. Бургомистр этой деревни попросил бургомистра Серреса оштрафовать ослушника. “Которого из Жювеналей?” - ехидно поинтересовался бургомистр Серреса, - “у меня их шесть”. С тех пор к жителям Серреса со штрафами не пристают. Хайко Жювеналь по прозвищу Шорле (смесь вина с газировкой) представитель нынешних Жювеналей, такой же как и его прозвище - живой, как игристое вино, улыбчивый.
А при чем тут строительный вагончик? Вот он стоит под огромным черешневым деревом. У входа стоят скамейки, крытая поленница и подвесной гриль. Внутри вагончика холодильник с пивом,посудомоечная машина, календарь на стене. На календаре - дни рождения членов сообщества строительного вагончика, важные спортивные мероприятия, которые можно посмотреть прямо здесь, на большом телевизоре, а так же дни коллективной уборки и благоустройства. Впрочем,под некоторым русским влиянием аборигены переняли словечко “субботник” и произносят его уже практически без акцента.
Самовольно записываю на календаре дату своего дня рождения. Olga, 40.
“Все это, собственно говоря, нелегально,” - доверительно сообщают члены этого тайного братства. Явно не без удовольствия. Не верьте туристу, посетившему Германию, ибо он субъективен и мыслит стереотипно. Аборигены вовсе не тупо законопослушны. Они ищут пути для своих идей, даже если они формально незаконны. Создают прецедент и стараются легализовать то, что создано. Образ жизни вальденсов, изначальное различие в языке и образе жизни, сделали их отшельниками, замкнули на самих себе.
На первый взгляд это совершенно незаметно, но в какой-то момент ты осознаешь это тайное сопротивление окружающей цивилизации: редкие автобусы (а зачем? у всех машины), ни одного магазинчика или кафе.
А как же немецкая традиция собираться после работы и пить пиво? Вот тут проявляется вторая уникальная черта местных жителей - коллективизм без иерархии. Несколько мужчин собираются вместе на территории и решают, что они по очереди будут покупать пиво, благоустраивают территорию. Появляется строительный вагончик, гриль, телевизор, проводят электричество. И все это без драки на тему, кто главнее. Все это не декларируется, а происходит как-то само собой по выверенной веками схеме. Пройдет время, сменятся поколения и “Bauwagenverein”станет частью этого полузакрытого мира.
А мне пора. Пойду пройдусь по единственной улице.
Продолжение следует...
Если понравилось, ставим лайк :) и делимся с друзьями