Найти в Дзене
Самопознание.ру

Трудности в дошкольный период и их последствия в начальной школе

В этой статье, уважаемые родители, я хочу рассказать о том, к каким трудностям в начальной школе приводят недостаточно развитые умения, навыки и свойства психики в дошкольный период.

Трудности-последствия:

  • неразвитая мелкая моторика — некрасивый, неразборчивый почерк, неаккуратное письмо и, как следствие, снижение оценки по русскому языку за работы;
  • неразвитая крупная моторика — при репетициях танцев или на уроках физкультуры неспособность повторить движения, неловкость;
  • неразвитый фонематический слух, фонетический анализ (не выделяет, не вычленяет звуки в словах) — написание слов с ошибками, слог воспринимается как один мягкий согласный или вовсе его отсутствие;
  • неразвитая способность к звуковому синтезу — не соединяет буквы в слоги, трудности с чтением, низкая скорость чтения (от качества чтения зависит треть успешности обучения в школе);
  • недостаточно развитая речь — неспособность сформулировать и передать мысль, низкое качество ответов на уроках;
  • низкая самооценка — неумение переживать и справляться с неудачей, нежелание учиться, неуверенность в своих силах и неумение добиваться результата, отстаивать своё мнение, защищать себя в коллективе сверстников;
  • низкая мотивация — нежелание учиться, "разбитость", "усталость" по утрам, сбор в школу "с боем";
  • низкий самоконтроль и саморегуляция — импульсивность в поведении, неумение принять учебную задачу, выполнить её от начала до конца, предпочтение игре на уроках вместо учения, баловство на уроках, отсутствие самопроверки;
  • низкие показатели внимания (концентрация, распределение, переключение и устойчивость) — ошибки при письме (трудно одновременно красиво писать и думать о правильном написании слов), неспособность долгое время быть сосредоточенным на задании, отвлекаемость;
  • низкое слуховое восприятие — неспособность на слух воспринимать учебную задачу;
  • низкая слуховая память и внимание — неспособность удерживать на слух несколько заданий сразу (например, в задании "запиши предложение, подчеркни имена существительные и выдели в них орфограммы" — выполняется только одно условие, например, только написание предложения);
  • низкая способность к зрительном анализу — не находит свои ошибки, допускает ошибки при списывании с учебника или доски;
  • низкие коммуникативные способности — не находит общий язык со сверстниками в классе, драки или напротив, замкнутость, отстранённость, отсутствие друзей в классе;
  • неумение сотрудничать со взрослым — не просит учителя о помощи, боится поднять руку и спросить или напротив, грубит учителю.

Все эти последствия можно предотвратить, пройдя заранее диагностику готовности к школе и вовремя начав коррекционно-развивающие занятия. Диагностика целесообразна за несколько месяцев до начала школьного периода, а лучше не меньше, чем за год, так как у вас ещё будет время, чтобы позаниматься с ребёнком.

Вот лишь небольшая часть из того, что может являться причиной школьной неуспеваемости, и на что родителю необходимо обратить внимание, пока ребёнок не пошёл в школу. Помните, что ребёнок при поступлении в школу и так испытывает стресс, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени, проходя школьную адаптацию. Если все необходимые для первоклассника психологические свойства, знания, умения и навыки сформированы, то процесс адаптации и дальнейшее обучение будет успешным. А это значит, что и ребёнок будет хорошо учиться, у него будет хорошее настроение и самочувствие, его развитие будет проходить планомерно. А вам не придётся с ним сидеть часами за уроками, срывать голос и портить нервы себе и ребёнку. Позаботьтесь об успешном обучении ребёнка заранее.

Наталья Александровна Педяш.

Больше интересных статей и не только - на портале "Самопознание.ру".

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить самое интересное.