Найти тему
Военный музей

Музей-подводная лодка "Vesikko" в Свеаборге (Финляндия)

В продолжение серии о подводных лодках-музеях хочу рассказать о финской ПЛ "Vesikko", установленной на вечную стоянку в крепости Свеаборг (по-фински: Suomenlinna). Подлодка имеет достойную историю и, к сожалению, некоторые боевые успехи в действиях против СССР.

Для затравки - картинка её внешнего вида после недавнего ремонта.   
Источник фото: commons.wikimedia.org
Для затравки - картинка её внешнего вида после недавнего ремонта. Источник фото: commons.wikimedia.org

Немного истории:
ПЛ "Vesikko" являлась прототипом немецких подводных лодок типа II. Спроектирована она была в Голландии, под вывеской подставной компаниии "Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw" - для обхода условий Версальского договора. Постоили же её финны, на вефях "Crichton-Vulcan" в Турку, в 1933 г.

Общие чертежи ПЛ "Vesikko".  
Источник фото: commons.wikimedia.org
Общие чертежи ПЛ "Vesikko". Источник фото: commons.wikimedia.org

До 1934 гг. ПЛ испытывалась немецкими ВМС в качестве прототипа для их ПЛ серии II-A (CV-707), а затем была выкуплена финнами.

Весикко в составе финских ВМС.  
Источник фото: commons.wikimedia.org
Весикко в составе финских ВМС. Источник фото: commons.wikimedia.org

Основным предназначением ПЛ "Vesikko" являлась охрана прибрежных вод - это хорошо заметно по её скромным техническим характеристикам. ПЛ принимала участие сначала в Советско-финской войне, а затем и во Второй мировой.

Своего единственного успеха (т.е. потопления вражеского судна) "Vesikko" добилась 3 июля 1941 г.

Восточнее острова Гогланд она атаковала и потопила советский транспорт "Выборг" (3183 брт). Вот как описывается этот эпизод на сайте wreck.ru:

3 июля 1941 года транспорты "Выборг" (капитан И. Г. Гаврилов) и "Луначарский" следовал из Ленинграда в Таллин. Суда шли с интервалом в 30 кабельтовых без охранения. В 11ч.30м. транспорт "Выборг" был обстрелян финской подводной лодкой "Весикко" и, уклоняясь от огня, лег на обратный курс. В 14ч.40м. восточнее острова Гогланд "Выборг" был торпедирован той же лодкой. Торпеда попала в кормовую часть судна. "Выборг" не мог ни вызвать помощь ни донести о случившемся, так как не имел действующих документов по связи. Капитан транспорта, не проявив ни малейших признаков растерянности, организовал борьбу за живучесть. Командир финской лодки капитан-лейтенант Айтола, видя что транспорт не тонет, и команда не собирается его покидать, через 9 минут выпустил вторую торпеду, которая в "Выборг" не попала. Через 20 минут к поврежденному транспорту подошел дозорный сторожевой катер №132, который передал в штаб флота донесение о происшедшем, а затем [предпринял] поиск и безуспешное бомбометание подводной лодки. "Выборг" через некоторое время затонул в точке 60°05'СШ 27°34'ВД. Погиб один человек. Личный состав транспорта, спасавшийся на шлюпках, был подобран сторожевыми катерами и доставлен на остров Лавенсаари.
Так выглядела единственная жертва "Vesikko" - транспорт "Выборг" (на этом фото он показан ещё под одним из своих старых имён).   
Источник фото: commons.wikimedia.org
Так выглядела единственная жертва "Vesikko" - транспорт "Выборг" (на этом фото он показан ещё под одним из своих старых имён). Источник фото: commons.wikimedia.org

Но вернёмся в более-менее настоящее время, когда наш небольшой "десант" высадился в Свеаборге. Было это незадолго до ремонта объекта, что будет заметно на некоторых фото.

Покидаем порт Хельсинки на небольшом пароме. Разумеется, идёт дождь
Покидаем порт Хельсинки на небольшом пароме. Разумеется, идёт дождь
Вот и крепость Свеаборг, дождь потихоньку прекращается
Вот и крепость Свеаборг, дождь потихоньку прекращается
Вход в музей. На корпусе хорошо различимы следы ржавчины
Вход в музей. На корпусе хорошо различимы следы ржавчины
Вид на рубку. Ржавчина видна ещё лучше
Вид на рубку. Ржавчина видна ещё лучше
Заходим  в ПЛ. Налево от входа - первый "отсек": носовой и торпедный. Отсек в  кавычках, ибо он, как и все другие - не водонепроницаемый. На ПЛ было  размещено 3 торпедных аппарата и 2 запасных торпеды
Заходим в ПЛ. Налево от входа - первый "отсек": носовой и торпедный. Отсек в кавычках, ибо он, как и все другие - не водонепроницаемый. На ПЛ было размещено 3 торпедных аппарата и 2 запасных торпеды
Тесновато!  Качество фото получается весьма скромным, но что поделать -  тогда я ещё ленился носить тяжёлую зеркальную технику. Сейчас я глубоко  раскаиваюсь в этом.
Тесновато! Качество фото получается весьма скромным, но что поделать - тогда я ещё ленился носить тяжёлую зеркальную технику. Сейчас я глубоко раскаиваюсь в этом.
Второй  и третий "отсеки" - кубрики матросов и старшин, сейчас там билетная  касса и небольшая сувенирная лавка. Затем следует что-то вроде  центрального поста
Второй и третий "отсеки" - кубрики матросов и старшин, сейчас там билетная касса и небольшая сувенирная лавка. Затем следует что-то вроде центрального поста
Приборы немецкого производства
Приборы немецкого производства
Выход в крошечную рубку тут же
Выход в крошечную рубку тут же
Кто-то опустил перископ, словно ПЛ находится глубоко под водой
Кто-то опустил перископ, словно ПЛ находится глубоко под водой
Пост управления рулями глубины
Пост управления рулями глубины
Что-то хитрое, похожее на шумопеленгатор
Что-то хитрое, похожее на шумопеленгатор
Радиостанция
Радиостанция
Манометры (разумеется, немецкого производства)
Манометры (разумеется, немецкого производства)
За  центральным постом следовала кухня, а сразу за ней начинался "отсек" с  дизелями - два 6-ти цилиндровых 4-х тактных RS127S фирмы "MWM",  мощностью по 350 л.с.
За центральным постом следовала кухня, а сразу за ней начинался "отсек" с дизелями - два 6-ти цилиндровых 4-х тактных RS127S фирмы "MWM", мощностью по 350 л.с.
Дизели поближе
Дизели поближе
В подлодке действительно очень тесно
В подлодке действительно очень тесно
Следующий  "отсек" - электромоторный, с двумя электродвигателями по 180 л.с. Для  обеспечения подводного хода использовалась одна группа аккумуляторных  батарей из 62 элементов, расположенная под кубриками  матросов и старшин
Следующий "отсек" - электромоторный, с двумя электродвигателями по 180 л.с. Для обеспечения подводного хода использовалась одна группа аккумуляторных батарей из 62 элементов, расположенная под кубриками матросов и старшин
Пост управления электромоторами. За ним виднеется офицерская "каюта" - небольшое помещение на 4 койки, за шторками
Пост управления электромоторами. За ним виднеется офицерская "каюта" - небольшое помещение на 4 койки, за шторками
Тут офицеры могли слегка расслабиться:
Тут офицеры могли слегка расслабиться:

ПЛ "Vesikko" действительно небольшая, длина корпуса по ватерлинии 41 м, наибольшая ширина - 4,1 м. Экипаж - 17-20 чел. Более подробно ТТХ этой ПЛ освещены на сайтах, ссылки на которые я даю в конце этого небольшого отчёта.

Выход из музея в корме
Выход из музея в корме
Рядом с ПЛ - аккуратные кучки строительного мусора
Рядом с ПЛ - аккуратные кучки строительного мусора
За музеем - какой-то полузаброшенный яхтклуб с ремонтными мастерскими
За музеем - какой-то полузаброшенный яхтклуб с ремонтными мастерскими
Самый оригинальный ракурс, который только можно было тут найти
Самый оригинальный ракурс, который только можно было тут найти

Любопытное короткое видео об этой ПЛ (при просмотре рекомендую включить англ. субтитры - тогда хоть что-то можно разобрать из сказанного за кадром):

Известно, что финны неудачно выступили во Второй мировой войне. По решению Парижской мирной конференции в 1946 г. эта подводная лодка была разоружена, поставлена на прикол и потихоньку гнила в гавани, пока финское правительство не решило её продать на слом. Но тут уже подсуетилась местная военно-морская ветеранская общественность, и ПЛ была в итоге оставлена в живых - для переделки в музей. В 1962 г. ПЛ "Vesikko" прибыла на своё место в Свеаборге, а с 1973 г. она открыта в качестве музея (филиала Военного Музея Финляндии).

Вид на форты старинной шведско-русско-финской крепости Свеаборг.   
Источник фото: commons.wikimedia.org
Вид на форты старинной шведско-русско-финской крепости Свеаборг. Источник фото: commons.wikimedia.org

В завершение, как всегда, немного полезной информации о музее:

Адрес:
Susisaari / Tykistölahti, Suomenlinna, 00190 Helsinki

Как добраться:
Главное - преодолеть железный занавес, дальше проще. Из порта Хельсинки прямо до крепости Свеаборг регулярно ходят паромы.

Контакты (если кто-то желает попрактиковать свой финский):
Тел. +358 (0) 299 530 260

Расписание работы: ежедневно с 11:00 до 18:00 (касса - до 17:45).

Сколько стоит: взрослый билет: 5 евро, дети: 3 евро. Билет на семью - 12 евро.

Дополнительная информация:
Официальный сайт ПЛ "Vesikko" (на англ. яз.).
Статья о ПЛ
в Википедии.
Статья о немецких ПЛ
II-й серии.
Сайт о ПЛ "Vesikko" (на англ. яз.)

Спасибо за внимание! И да, не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось!

Ещё больше историй и музеев в блоге "Военный музей" на Яндекс.Дзен