Найти тему
Цех

Эффективнее всего учит яркий преподаватель или стресс на экзамене

Оглавление

Знаменитый Физтех можно назвать институтом гениев: средний проходной балл ЕГЭ — 94,1, среди абитуриентов много победителей олимпиад, каждый шестой выпускник защищает докторскую, 10 выпускников в списке Forbes. Артем Воронов, проректор Московского физико-технического института по учебной работе и довузовской подготовке, рассказал ЧТД, как сочетание нагрузки и свободы формирует успешную личность.

От студентов Физтеха не требуют обязательного посещения лекций. Почему? У математиков и физиков лекции не считаются важными?
Лекции, конечно, важны. Просто когда-то они были единственным источником знаний для студентов, но в наше время, когда написано много качественных учебников, есть альтернатива. Мы исходим из того, что у разных людей по-разному развиты каналы восприятия и запоминания информации: кому-то полезнее прослушать лекцию, а кто-то лучше освоит тему, если прочитает учебник. Человек сам в состоянии разобраться, какой формат больше ему подходит. Обязаловка в этом вопросе ни к чему.

Те, кто предпочитает слушать лектора, могут сделать это в любое удобное для себя время: у Физтеха записан на видео почти весь курс базовых лекций первых трех лет обучения. Эти записи открыты для всех желающих в рамках проекта «Лекторий».

Главное, у нас каждый студент знает, что он должен прорешать определенное число задач по курсу к такому-то сроку и сдать зачет. Каким способом ребята освоят необходимую для этого теорию, они вольны выбрать сами.

Институт предоставляет в этом отношении определенную свободу. Может быть, студент эффективнее проведет время в библиотеке или сходит на другую лекцию на параллельном потоке, если там преподаватель рассказывает ярче.

И какие у вас получаются показатели посещаемости при такой свободе?
Наша статистика показывает, что в основном студенты на лекции ходят. А вот показатели посещений в процентах от количества учащихся зависят от преподавателя и сложности предмета. К кому-то ходит 9% потока, а к кому-то — 90%.

Если преподаватель рассказывает так, что виден его собственный интерес к теме, если он не просто выдает сухой материал, а приводит яркие примеры и поясняет, зачем нужно знать тот или иной теоретический аспект для практики, то к нему ходят с удовольствием. Не ходят к тем, кто рассказывает неинтересно. В этом смысле данные о посещаемости лекций для Физтеха — показатель эффективности преподавателей.

На последнем курсе бакалавриата и в магистратуре студентам читают спецкурсы по очень узким предметам. Например, курсы по современным методам исследования веществ и материалов, протеомике и метаболомике, импульсной технике плазменного эксперимента. Лекторы рассказывают новейшие научные данные, которые еще не описаны в учебниках.

По таким спецкурсам лекции остаются пока практически единственным способом получения теоретических знаний, поэтому студенты на них, конечно, ходят. Но тоже без принуждения.

Значит, посещаемость зависит в первую очередь от харизмы преподавателя?
И от харизмы тоже. Главная ценность лекций — в эмоциональном вовлечении студентов в предмет. Важно ребят «зажечь», дальше они откроют книжку и погрузятся в тему из любопытства.

Вторая ценность лекций — в наставничестве. Мы понимаем, что часть наших студентов — будущие ученые. А как становятся учеными? Прежде всего через передачу от наставника к ученику такого опыта, про который в книжках не прочитаешь.

Только вживую можно услышать от преподавателя: «Вот это надо делать только так! Когда мы в лаборатории попытались сделать по-другому, у нас все взорвалось. Не повторяйте наших ошибок».

Чтобы вместо лекции не просто спать, а читать учебник или решать задачи, нужны навыки самоорганизации. Откуда они у совсем молодых ребят?
Студентам приходится этому научиться, и чем раньше, тем лучше. Мы стараемся сделать так, чтобы талантливые ребята, которые стремятся поступить в Физтех, принимали это решение осмысленно. Мы предупреждаем на днях открытых дверей, что у нас высокая нагрузка сочетается с определенной свободой

Тем, кто привык, что их постоянно контролируют и заставляют учиться родители и учителя, придется перестроиться, иначе они поставят себя в неудобное положение.

При Физтехе уже лет 50 работает Заочная физико-техническая школа для старшеклассников. Учеба в ней отлично формирует навыки самоорганизации. Там действует тот же принцип, что и в самом Физтехе: над душой у детей никто не стоит, но есть задания, которые надо сдать на проверку в определенный срок. Те наши студенты, которые прошли эту школу, по статистике оказываются более устойчивыми к нагрузкам в институте.

Ну а если в конце семестра оказалось, что студент своей свободой распорядился неэффективно, то включается «развивающий дискомфорт». Эффективнее всего учит либо яркий преподаватель, либо стресс на зачете и экзамене. Стресс заставляет шевелиться, думать быстрее, а еще — делать выводы, чтобы в следующий раз оптимизировать свое время и усилия.

Одна студентка 5-го курса сказала мне, что «человек с дипломом Физтеха должен уметь считать и анализировать все, включая свое время». Вы с этим согласны?
Конечно! Студенты должны осознать: их время очень дорого, не стоит его тратить напрасно. Важно, чтобы первые успехи случались в максимально раннем возрасте. Молодой человек заинтересовался, например, лазерной физикой или радиотехникой.

Чем больше он будет читать об этом, слушать лучших специалистов, тем раньше у него появятся собственные идеи и первые успехи. Среда Физтеха — общество таких же увлеченных людей — будет этому способствовать.

Я так уверенно об этом говорю, потому что вижу, как это происходит: некоторые мои выпускники (а я преподаю в Физтехе 15 лет) уже заведуют лабораториями, совершают открытия. А наш выпускник Константин Новоселов стал самым молодым нобелевским лауреатом за последние три десятилетия: он получил премию в 36 лет совместно со своим учителем Андреем Геймом, который тоже, кстати, из наших. Этот успешный научный тандем сложился во времена учебы Константина в Физтехе.

Если же человек упустит драгоценное время в молодости, потратит его на развлечения, то успехи, может быть, и придут, но позже, он меньшего успеет достичь.

В чем еще проявляется студенческая свобода в Физтехе, помимо возможности не ходить на лекции?
Наши студенты не боятся совершать ошибки. Это очень важный навык: в научном мире нельзя двигаться вперед без ошибок. Мы растим будущих ученых и инженеров, а ученые и инженеры — это люди с любопытным и в каком-то смысле свободным умом. Им должно быть интересно, как что устроено, почему это работает так, а не иначе, и что здесь можно улучшить.

Элементарный пример: все мы пользуемся в быту микроволновками, но идея разобрать микроволновку и попытаться ее усовершенствовать приходит в голову только тем, кто обладает исследовательским умом. Настоящие физтехи — как раз такие.

Нам важно это любопытство не задушить, а, наоборот, поддержать и направить в нужное русло. Для этого студенты должны общаться с преподавателями не как с небожителями, снизу вверх, а как со старшими товарищами, не боясь задавать вопросы и выглядеть глупо. Наши преподаватели и сами могут делать ошибки во время занятий, и внимательным студентам не возбраняется поправить лектора. Их только поблагодарят за это.

К нам приходят одаренные молодые люди, с ними работают одаренные преподаватели, и вместе они решают интересные задачи. Это не уроки в чистом виде, а совместная деятельность, не монолог, а диалог.

Если Физтех растит будущих инженеров и ученых, стремится создать им творческую среду, то почему посещение лекций по философии обязательно?
Философия для ученых и инженеров так же важна, как квантовая механика. Она формирует мышление. Мы же хотим вырастить ученого и инженера, которые оперируют моделями. А для этого нужно понимать принципы построения этих моделей. Принципы построения — это и есть философия.

Мы не знаем точно, как устроен наш мир. Когда мы начинаем рассуждать об этом, кто-то идет от эмпирики и говорит: вот экспериментальные данные — давайте теперь попытаемся их объяснить. Кто-то говорит: «В идеальном мире должно быть вот так!» — и пробует подтвердить или опровергнуть эту гипотезу с помощью экспериментов. Все это — философия.

В изучении философии есть особенность: эта наука по-настоящему воспринимается только в дискуссии.

Только задавая вопросы или даже споря с преподавателем, вы можете осознать, правильно ли вы понимаете ту или иную философскую категорию, суть того или иного учения. Поэтому ходить на эти лекции так важно. Как говорил Декарт: «Чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать».

Александр Калери, космонавт, выпускник 1979 года

«Даже когда мы не ходили на лекции, мы не бездельничали. Первые два года я до сих пор вспоминаю с ужасом. В пятом семестре тоже пришлось попотеть: три труднейших предмета параллельно, плюс подготовка к госэкзамену по физике. Хорошо, если 4 часа в сутки удавалось поспать. И все-таки чаще всего мы лекции посещали. У нас многие предметы читали ученые с большой буквы. Не воспользоваться шансом их послушать — это обеднять себя».

Николай Сторонский, один из основателей финтех-стартапа Revolut, выпускник 2007 года

«Первые три года я учился до часу ночи. Субботы и воскресенья... Учеба в Физтехе развивает структурное мышление, умение решить любую проблему, посмотреть на проблему, оценить со всех сторон, разложить на маленькие части, решить, что сделать дальше... С таким подходом можно решить практически любую проблему. Когда нанимаешь физтеха и бросаешь его на задачу, он с ней справляется».Источник: The Bell

Георгий Соловьев, сооснователь онлайн-школы английского языка Skyeng, выпускник 2013 года

«Помимо базовой программы своего факультета общей и прикладной физики, я посещал лекции и лабораторные факультета радиотехники и кибернетики, брал дополнительные пары по химии, биологии, экономике. От перегрузок чуть не подорвал здоровье. На третьем курсе я научился зарабатывать и стал проще относиться к формальной стороне учебы: изучал только то, что считал ценным, ходил на пары, которые мне нравились, пусть даже с других факультетов. Это было интереснейшее время».