В 1957 году в режимном городке Челябинск-40, находящемся на Южном Урале, возле города Кыштым, произошла масштабная техногенная катастрофа. Длительное время сведения о ней тщательно скрывались, так что подробности стали известны только в конце 80-х годов.
Строительство «Маяка»
В начавшейся после Второй Мировой войны ядерной гонке Советскому Союзу для создания собственной атомной бомбы был необходим оружейный плутоний. Для этого в 1948 году на Южном Урале пустили завод по производству боевого плутония — химический комбинат «Маяк».
Опыта разделительного производства в СССР не было: технологии обогащения урана были еще не отработаны, как не были отработаны и технологии хранения радиоактивных отходов, остающихся в процессе производства.
На предприятиях подобного рода есть основное производство, на которое ориентировано все, что связано с получением конечного продукта. Основное внимание, ресурсы, кадры, наука, снабжение прикованы к основному производству. И это понятно — стране необходим плутоний.
Хранение отходов — вещь важная, но, как полагали некоторые, второстепенная. В то время многие ученые в области ядерной физики считали взрыв ядерных отходов невозможным. Последующие события показали несостоятельность таких выводов.
Взрыв в хранилище
Воскресным днем 29 сентября 1957 года в хранилище химкомбината «Маяк» произошел взрыв.
Взорвалась 250-кубовая емкость для хранения высокоактивных отходов производства, содержащая более 70 тонн жидких отходов. Глубина каньона, в котором содержалась емкость, составляла более 8 метров, толщина стен и перекрытия — около метра. О мощности взрыва можно судить по 160-тонному бетонному перекрытию каньона, отброшенному на 25 метров.
18 миллионов кюри радиоактивности выпало на территорию завода. Около 2-х миллионов кюри в виде радиоактивного облака было поднято на высоту до километра.
В зону заражения попали строящиеся объекты, казармы военнослужащих и лагерь заключенных, работавших на строительстве.
Сильный ветер стал сносить радиоактивное облако в юго-западном направлении. Протяженность зараженной территории составила до 110 километров при ширине до 6 километров. Здесь проживали примерно 270 тысяч человек.
Первые замеры радиоактивного фона провели спустя полсуток после аварии. В сотне метрах от эпицентра мощность гамма-излучения составляла более 100 тысяч микрорентген в секунду. Загрязнению подверглось все, что находилось на территории «Маяка».
На следующий день произвели замеры радиационного фона за пределами предприятия и города. Данные были просто шокирующими. Уровень радиации превышал норму даже за пределами 50-километровой зоны.
Московская комиссия
На третий день из Москвы приехала комиссия, возглавляемая министром Е. П. Славским. В комиссии были профессор Бурназян от Минздрава, академики-ядерщики Александров и Кикоин.
Текущая ситуация была такой, что вначале было необходимо заняться ликвидацией последствий аварии. Анализ причин требовал более глубокого изучения обстановки.
В состав технической комиссии вошли крупные ученые и специалисты-ядерщики. Официальной причиной была названа неудовлетворительная эксплуатация хранилища радиоактивных отходов. Виновными в нарушении технологического регламента были признаны руководители предприятия.
Выводы комиссии Славского
В неофициальной части было отмечено, что на протяжении нескольких лет руководство завода не обращало внимания на хранилище, занимаясь исключительно основным производством.
Приборы, предназначенные для контроля параметров хранения, вышли из строя еще задолго до аварии. Их ремонт в условиях высокого уровня радиации не представлялся возможным. Емкости, в начале срока хранения находившиеся в воде, вследствие испарения растворов стали всплывать, загрязняя охлаждающую воду. Из-за этого вместо постоянного режима охлаждения ввели периодический режим. Это вызвало повышение температуры в емкости и последовавший далее взрыв.
Печальные итоги
В результате заражения было эвакуировано более 10 тысяч жителей прилежащих населенных пунктов. Специальными отрядами была проведена ликвидация домов, продуктов и имущества эвакуированных людей. Запретили хозяйственное использование зараженной территории, в том числе лесов, пастбищ и водоемов.
Начались научные исследования, охватывающие весь комплекс проблем, связанных с ядерной темой. Были созданы научно-исследовательские станции и институты по атомной проблематике.
После этой аварии были кардинально пересмотрены условия хранения радиоактивных отходов, и само отношение к хранению.
К сожалению, это была не последняя авария на ядерных объектах. До конца выводы, видимо, сделаны не были.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!