Найти тему
Небесные истории

Эх, Анапа, Анапа!..

Слетали с Сергеем в Анапу. Наверное, уже нет смысла писать о том, что дорога в аэропорт прошла под аккомпанемент дождливого утра - во второй половине московского мая это норма. Даже "сверхнорма", если верить синоптикам из радио.

К слову, в том самом радио по дороге в Домодедово меня "обрадовали": "МЧС предупреждает о том, что на Москву надвигается сильнейшая гроза, всем сидеть дома, а не прятаться по деревьями".

Предыдущий рассказ о полетах с будущим командиром Сергеем

Ну что за напасти свалились в мае на грешную Москву?! И ведь сходу и не скажешь - вроде не жарко, да и тучки не особо похожи на грозовые. Ну что ж, поглядим-посмотрим.

* * *

Посмотрели.

На метеорадаре в комнате синоптиков аэропорта Домодедово никакими грозами и не пахло. То ли МЧС только сейчас отошли от бурных выходных, то ли что еще. Но они как всегд... кхм, вовремя. Так, к слову - никакой "сильнейшей грозы" в итоге в этот день не было.

А мы с Серегой готовимся лететь в Анапу. На Боинге 737-400, бортовой VP-BAN. Этот самолет пришел в нашу авиакомпанию третьим после его собратьев BTH и BTA. Абсолютно "чистый" лист отложенных дефектов, что пессимистов-пилотов всегда... настораживает - не хочется быть первооткрывателями.

- Ну что, Серег, нам везет. Прогноз в Анапе как раз на 22 полосу, это значит - будет заходик по приводам. Потренируем "дедовскую" методику, а то по VNAV/LNAV любой дурак зайдет.

- Отлично, потренируемся!

Наш старший бортпроводник сегодня - Катя, очень приятная девушка. За салон можно не беспокоиться. Встречаемся с ней у входа в штурманскую, коротко обсуждаем предстоящий полет и расстаемся наилучшими друзьями. До встречи на самолете!

* * *

Погода в Анапе обещает быть неплохой - не очень жарко, +24, но особой облачности нет. Возможно, будут местные грозы. Облетим!

Наш самолет стоит недалеко, на стоянке номер 1, добираемся пешком.

Привет, старичок! Рад тебя видеть!

-2

Ничего нового, все, как в прошлые разы - Серега обходит самолет, а я готовлю кабину.

С удивлением недавно узнал от коллеги, что на аэрбасе есть четкое разделение - пилотирующий пилот осматривает самолет, а непилотирующий - готовит кабину. Интересно, а бортжурнал (TLB) тоже пилотирующий расписывает в этом случае или командир доверяет второму пилоту?

Все стандартно, Preliminary procedure, прием метеинформации, затем CDU Preflight - подготовка компьютера к полету.

Возвращается Сергей, проводим брифинг с Катюшей, проверяем громкую связь в салон и внутреннюю - с проводниками. После всего этого можно выполнить Preflight Procedures - First Officer и Captain.

Накручиваю номер рейса. Сегодня у нас рейсы: 1123 в Анапу и 1124 обратно. На "напоминалке" всего три цифры, поэтому указываю 123.

-3

Кабина "классического" В737-400 выглядит архаично по сравнению с новомодными самолетами. Дисплеи - обычные ЭЛТ, от которых садится зрение, да только и Онищенко и Минздраву (да и Минтрансу тоже) на это плевать - ухудшение зрение не считается профзаболеванием. Как и все остальное, кроме падения слуха. Да и по слуху - хех, считается, что оно могло падать только при полетах на советской технике. Современные же самолеты - якобы безвредные, поэтому даже глухому, но не летавшему на Ан-2 и Ан-24 пилоту, получить инвалидность (а вместе с ней - и единственную возможность иметь достойную пенсию) - бесполезно.

Слава ЕР!

-4

Вылетаем с полосы 32 левая. В целях уменьшения времени взлетаем не от начала ВПП, а от рулежной дорожки А8. Похоже, только мы с братской Сибирью так делаем - не видел, чтобы другие компании взлетали не от начала (мелкая бизнес авиация и турбопропы не в счет).

А почему бы не взлетать, если расчет позволяет? Сегодня у нас от начала запуска до взлета ушло всего 9 минут - хороший результат!

Вовремя улетели - с Москвы нашли очередные тучи, продолжив смывать Москву с земли. А мы от туч отвернули и полетели на юга.

* * *

Полет спокоен. В зените ясно.

Облачность под нами. Разве что около Ростова облачность выросла до высоты нашего полета (да там почти всегда стоят "башни"), немного потрясло, но обходить не пришлось.

-5

Ростов меняет нам маршрут из-за ограничений. Некритично, на пару точек. Пролетим над Ейском, передадим привет братьям-воякам.

Принимаем АТИС Анапы. Погода хорошая, полоса 22 в работе, грозы восточнее аэродрома. Мы заходим с севера, нам они не помешают. Тучи эти нам уже видны, и они не выглядят такими уж страшными. А вот над Крымом тучи гораздо интереснее - там целая фронтальная стена! Не завидую я сейчас своим коллегам со 165 рейса в Симферополь

А мы тем временем снижаемся. Вот и азовское побережье. Красота!

-6

Серега отлично управляет самолетом. Прекрасно, комфортно подходим к аэродрому. Однако...

- Серега, у нас приводы показывают погоду. Хрень полная!
- Да тут всегда так, я не помню, чтобы они нормально работали.
- Ладно, подлетим поближе, разберемся. Вроде точность навигации сейчас хорошая, да и визуально все хорошо видно.

Но и подлетев поближе, уже прекрасно видя аэропорт, понимаем, что стрелки радиокомпаса показывают не на ближнюю и дальнюю приводные станции, которые расположены перед ВПП в 1 и 4 км от торца соответственно. Они показывают куда-то за ВПП.

Вообще, заход в России по приводным радиостанциям еще тот "челлендж" (вызов) - очень редко встречаешь аэропорт, в котором стрелки показывают точно на приводные станции. Ладно на 800-м Боинге эти заходы выполняются на раз-два благодаря очень точной навигации, но на "классических" 737 точность может оказаться невысокой, а если еще и погода не ахти, то заход превращается в испытание для профессионализма экипажа.

Вот и мы сегодня хотели попробовать зайти "дедовским методом", то есть:

- на расчетном пеленге выполнить доворот на посадочный, далее изменениями курса выдерживать пеленг равным посадочному курсу.

- На удалении 10.6 км (а его должен сообщить нам диспетчер) начать снижение с увеличенной вертикальной таким образом, чтобы на опубликованной на схеме высоте пролета дальнего привода (тот, что на удалении 4 км) выйти в горизонт

- при пролете дальнего привода (определяется по началу разворота стрелки радиокомпаса и звучанием тонального сигнала (маркера)) отключить автопилот, автомат тяги и с расчетной вертикальной скоростью продолжить заход и выполнить посадку.

Ну а как тут выполнить "четвертый разворот", если стрелки явно врут? "Толстая" стрелка второго компаса, настроенного на ближний привод показывает еще "более-менее", но "тонкая" - в молоко.

Но мы летим визуально и видим, что самолет летит точно по маршруту, который заложен в компьютер. И оставляем активным режим LNAV, выполняя четвертый разворот по координатам, заложенным в базе данных бортового компьютера FMC. Нам везет - сегодня точность навигации очень высокая, мы оказываемся в створе ВПП.

Подходим к точке начала снижения, закрылки в посадочном, шасси выпущены.

- Серега, смотри у нас сейчас в горизонтальном полете режим 75%, значит, когда выйдем в горизонт над дальним, потребуется примерно такой же режим.

Продолжаем "играть", как и планировали - на удалении 10.6 начинаем снижение с вертикальной 900-1000 футов в минуту, чтобы на 900 футов (опубликованная высота пролета дальнего привода по давлению на уровне моря - 880 футов, мы всегда округляем вверх до ближайшей сотни) выйти в горизонт и дождаться пролета дальнего.

Занимаем 900... Летим, летим. Вот уже и дальний привод визуально пролетаем. Стрелки не двигаются, показывают вперед... Маркер не звучит.

- Серег, ну его нафиг - уже визуально над дальним, отключайся, снижайся!

Сергей отключает автопилот и летит "на руках". Т.к. ДПРМ нас обманул, ему приходится снижаться на пределе границ стабилизированного захода - с вертикальной скоростью 1000 ф минуту. Постепенно входим в профиль, и выполняем успешную посадку. Мастер, что говорить!

- Серега, хочешь прикол?
- Ты имеешь в виду то, что стрелки все еще вперед показывают?

Мне приятно, что Сергей видит это без моих подсказок, несмотря на то, что он пилотировал визуально и выполнял посадку. Он будет сильным Капитаном!

Да, стрелки так и не развернулись.

- Анапа-Старт, Глобус 1123, проверьте, пожалуйста включение приводных радиостанций... Нам показалось, что работает противоположный старт... У нас стрелки так и не развернулись до сих пор, показывают, что приводы мы все еще не пролетели...

Уж не знаю, что было там на самом деле, но когда мы в конце ВПП освободили на рулежку С, направо, обе стрелки махом крутнулись направо, показывая примерно туда, куда и должны были.

Эх, Анапа...

Если наше предположение о том, что при заходе на ВПП 22 работали приводы противоположного курса захода (на ВПП 04), было правильным , что вполне реально - радиочастоты приводов одинаковые, - то я даже не знаю, как это можно комментировать. Приличных слов не хватает, а мне так хочется перестать употреблять слова матерные!

В сегодняшних визуальных метеоусловиях и дурак зайдет - для этого не нужны ни стрелки, ни ИЛС, ничего. А как быть при плохой погоде? А ночью... да при плохой погоде?..

Пожалуй, я немного и тихонько, но все ж поматерюсь.

* * *

Анапа. Местная группа захвата поразила меня своими желтыми футболками. И способом перемещения по перрону.

-7

Выхожу на перрон. Со мной здоровается какой-то дядечка

- Здравствуйте, вы из экипажа?
- Здравствуйте, да, я за него!
- Я представитель инспекции, пока так сказать, начинающий, можно задать пару вопросов?
- Да, конечно. Что Вас интересует?
- Вот у вас приемники полного давления...

Понимаю, что его привлекло. ППД (приемники полного давления) - металлические трубки, измеряющие давление воздуха - информация, необходимая приборам измерения скорости и высотомерам. Они обогреваемые, и из-за постоянного нагрева переливаются разными цветами. На советской технике такие цвета "побежалости" были недопустимыми и считались признаком того, что ППД пора менять, а экипаж - наказывать, ибо нарушил он требования РЛЭ по времени включения обогрева.

Но на В737 и прочей современной иностранной технике это вполне нормально - обогрев включается намного раньше, чем, например, на Ту-154 . Да и нет вообще ограничений по времени использования его на земле. То, что они нагреваются - это факт, но это не приводит к их перегреву.

Объясняю все это инспектору, как оказалось, бывшему военному летчику. Да, для него это действительно новость! Что ж, на этой должности придется еще много интересного узнать про разницу в "их" и "наших" самолетах.

Продолжаю прогулку вокруг лайнера. Здороваюсь с заправщиками:

- Здорово, мужики... А вот такой вопрос нескромный - в старые добрые времена ваши коллеги неплохим вином домашним торговали, а сейчас есть ли такая возможность?

Да, это правда. Торговали. Если честно, из вин ничего вкуснее домашнего анапского я не пил. Может, из меня плохой сомелье, но о вкусах, как говорится...

- Нет, давно уже не практикуем, сейчас с этим все стало строго.

Жаль, что могу сказать. "Добрые, старые времена" уходят. Постепенно приходит порядок... Правда, не так быстро, как хотелось бы.

* * *

В Анапе чудесная погода, несмотря на разгулявшийся ветер. Улыбаюсь, говоря про себя: "Что ж Серега, оказывается, можно с закрылками 40 и в такой ветер заходить на посадку?"

Почему улыбаюсь? Потому что среди пилотов В737 существует "боязнь" положения закрылков 40, большинством оно практически не практикуется. Пилоты предпочитают заходить на повышенных скоростях с закрылками 30. Видимо, боятся более жесткого ограничения по скорости, да еще и гении от сохи выдумывают страшилки о том, что самолет с этим положением механизации "падает"сразу же при установке малого газа. Ну и прочую чепуху.

-8

На мой же взгляд, это чудесное положение механизации, а уж дляВ737-400 - идеальнейшее. Самолет летит очень устойчиво и превосходно садится. Причем, его даже проще посадить, чем с закрылками 30, т.к. "воздушная подушка", которая образуется при полете на минимальной высоте над полосой более чувствительна. А так как скорости при посадочных массах 400-ки не такие уж и большие, то до ограничения в 162 узла остается довольно-таки большой запас, более того, этот запас чаще всего значительно превышает дозволенные критериями стабилизированного захода +10 узлов от расчетной.

Поэтому, еще до превышения ограничения самолет уже должен уходить на второй круг.

-9

Что ж, пора собираться в обратный путь. Снова пилотирует Серега.

Прощаемся с красотами Анапы. Нас ждет дождливая Москва!

-10

Левее нас остается Крым... Гляжу в его сторону -да уж! Грозы так грозы! Не хотелось бы в них оказаться.

-11

А у нас все хорошо. Постепенно залезаем на 36000 футов и летим, любуясь красотами.

-12
-13

В московской зоне диспетчер попытался нас напугать грозовым SIGMETом (сообщением об опасных погодных явлениях). Но в итоге нам ничего не помешало, мы спокойно добрались до базы.

- Спасибо, друг мой BAN. До встречи!

Если верить плану, то в ближайшие дни нам предстоит на нем сгонять еще пару рейсов . Дай Бог, чтобы они были такими же спокойными, как сегодняшняя Анапа!

-14

28 мая 2013 год

ссылка на следующую небесную историю

Летайте безопасно!

Мой инстаграм

Мой канал на Youtube