Найти в Дзене

Франсиско де Гойя ч.2

Оглавление

Монаршая милость

Тем не менее, новый король не замед­лил обратить внимание на Гойю, на­значив его художником Палаты и за­казав свой парадный портрет. Готовое произведение так понравилось мо­нарху, что, по словам самого Гойи, тот даже дружески приобнял его в знак особого расположения, и теперь буду­щее живописца было обеспечено. Од­нако в возрасте 46 лет Гойю внезапно поразил тяжкий и загадочный недуг, сопровождавшийся слепотой, пара­личом и едва ли не полным безумием. Оправившись от болезни, художник совершенно оглох. До конца жизни он слышал лишь неясный шум, и его постоянно одолевали страхи, что он не успеет свершить все задуманное.

После болезни в творчестве Гойи все явственнее начали проявляться мрачные, зловещие ноты и то, что сам он называл «фантазиями и вы­думками». Изменился и стиль его жи­вописи - манера письма стала более простой и «текучей», поскольку художник говорил: «Я не считаю волосков на голове случайного про­хожего... Моей кисти нет нужды видеть больше, чем вижу я сам».

Глубокая личная трагедия не помеша­ла мастеру обзавестись двумя новыми покровителями. Ими стали герцог и герцогиня Альба. Ослепительно краси­вая и энергичная герцогиня не жалела времени и сил на открытую вражду со своими высокородными соперницами - герцогиней Осуна и королевой Мари­ей Луизой. Гойя стал частым гостем в доме Альба, а после смерти герцога в 1796 г. отправился с молодой вдовой в ее ан­далузское поместье, и светские сплетни­ки не замедлили объявить их любовниками. Во всяком случае, именно герцо­гиня Каэтана вдохновила мастера на со­здание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров - «Махи оде­той» и «Махи обнаженной». Гойя завер­шил их несколько лет спустя и тотчас предстал перед судом инквизиции, т. к обнаженная натура в испанском искус­стве была запрещена. Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя своей натурщицы.

Диптих «Маха одетая» и «Маха обнаженная» был необычайно дерзок для своего времени. Как гласит легенда, художнику позировала сама герцогиня Альба, а испанская инквизиция поспешила объявить картины непристойными и безнравственными. До Гойи лишь один испанец - Веласкес - отважился написать обнаженную натуру, оставив потомкам знаменитую «Венеру перед зеркалом» .
Диптих «Маха одетая» и «Маха обнаженная» был необычайно дерзок для своего времени. Как гласит легенда, художнику позировала сама герцогиня Альба, а испанская инквизиция поспешила объявить картины непристойными и безнравственными. До Гойи лишь один испанец - Веласкес - отважился написать обнаженную натуру, оставив потомкам знаменитую «Венеру перед зеркалом» .

-3

Между тем увидела свет первая се­рия офортов мастера - «Капричос» ( «Капризы»), - подвергшая жестоко­му осмеянию человеческие слабости и предрассудки. Каждый лист серии полон мерзких тварей, ведьм и про­чей нежити, порожденной богатой фантазией Гойи и той патриархаль­ной культурой, к которой он когда-то принадлежал. Центральный лист - «Сон разума порождает чудовищ» - показывает тот страшный вымороч­ный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внем­лющего голосу разума, и превратить его в тупого кровожадного зверя.

«Сон разума порождает чудовищ». Человека, не внемлющего голосу разума, неминуемо поглотит кошмарный мир, полный омерзительных тварей, порожденных больным воображением.
«Сон разума порождает чудовищ». Человека, не внемлющего голосу разума, неминуемо поглотит кошмарный мир, полный омерзительных тварей, порожденных больным воображением.

Публикация серии «Капричос» не повредила репутации Гойи, и в 1799 г. он был назначен первым придворным художником. Год спустя ему был пору­чен самый важный и почетный заказ - групповой портрет «Семья короля Кар­ла IV», на создание которого ушло око­ло Года. В нем во всем блеске и надменной тупости предстало правящее се­мейство Испании. Один критик даже сравнил коронованных особ с «семьей разбогатевшего на лотерее булочника». Раскол в этом благородном семействе не заставил себя ждать. Устроив заговор, наследник сверг родителей с пре­стола и объявил себя союзником фран­цузского императора Наполеона.

«Клятва Горациев» (1785) кисти Жака-Луи Давида - яркий пример неоклассической живописи. Давид избирал героические сюжеты для выражения высоких идеалов. Неоклассики черпали вдохновение в искусстве античной Греции и Рима.
«Клятва Горациев» (1785) кисти Жака-Луи Давида - яркий пример неоклассической живописи. Давид избирал героические сюжеты для выражения высоких идеалов. Неоклассики черпали вдохновение в искусстве античной Греции и Рима.

Нашествие

Воспользовавшись случаем, Наполеон в 1808 г. вторгся в Испанию под пред­логом оказания помощи обеим враж­дующим партиям и возвел на трон сво­его брата Жозефа. Сотни жителей Мад­рида подняли против французов вос­стание, которое было быстро и беспо­щадно подавлено. Несколько лет спус­тя Гойя увековечил эти кровавые собы­тия в полотнах «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел по­встанцев в ночь на 3 мая 1808 года». Тем временем из его мастерской один за другим выходили листы новой гра­фической серии «Бедствия войны», в которой показаны все ужасы кровавой борьбы между7 французскими оккупан­тами и испанскими партизанами. В этом лишенном героики мире властву­ет грубая сила, зверские пытки, смерть и голод.

Картина «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» увековечила кровавое подавление восстания жителей Мадрида против оккупационной армии Наполеона, в ходе которого были расстреляны сотни горожан.
Картина «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» увековечила кровавое подавление восстания жителей Мадрида против оккупационной армии Наполеона, в ходе которого были расстреляны сотни горожан.

Единственное исключение со­ставляет офорт «Какая смелость!», геро­иня которого, храбрая девушка Мария Августин, заменила у орудия погибших артиллеристов во время осады родного города Гойи Сарагосы. Эти не опубли­кованные при жизни мастера офорты по праву относятся к вершинам его творчества. Как гласит традиция, в них мастер поставил себе целью беспощад­ное обличение человеческого варвар­ства. Фердинанд VII оставил Гойю на должности первого придворного ху­дожника, но почти не уделял ему вни­мания. Стремясь отойти от придвор­ной суеты, Гойя поселился в неболь­шом домике близ Мадрида, впоследст­вии получившем название «Дом Глухо­го». К тому времени Хосефа умерла, и его уединение разделяла лишь загадоч­ная красавица Леокадия Вайсс с доче­рью Росарито. Художник любил девоч­ку как родную, и многие подозревали, что так оно и было. Несмотря на бо­лезнь и преклонный возраст, Гойя по-прежнему неистово работал, расписывая стены дома жуткими тревожными образами гротескных стариков, ведьм и безымянных кошмаров. Самая известная из этих «черных» росписей -«Сатурн, пожирающий свое дитя».

«Сатурн, пожирающий свое дитя» - одна из знаменитых «черных» картин, которыми Гойя расписал свой «Дом Глухого». Бог Сатурн пожирал своих детей, опасаясь, что кто-нибудь из них лишит его власти над миром. Этот жестокий миф нашел отклик в душе Гойи, ненавидевшего агрессивность и иррациональность отжившего мира.
«Сатурн, пожирающий свое дитя» - одна из знаменитых «черных» картин, которыми Гойя расписал свой «Дом Глухого». Бог Сатурн пожирал своих детей, опасаясь, что кто-нибудь из них лишит его власти над миром. Этот жестокий миф нашел отклик в душе Гойи, ненавидевшего агрессивность и иррациональность отжившего мира.

Дни покоя

Вскоре после завершения «черных картин» Гойя решил покинуть Испа­нию, стонавшую под железной рукой Фердинанда VII. Многие либеральные друзья Гойи бежали из страны, и сам художник, несмотря на благосклон­ное отношение короля, тоже пере­брался с новой семьей в Бордо. Здесь он наконец обрел желанный покой и независимость и вместе с Росарито целыми часами писал миниатюры. В 1828 г. его посетили внук и невестка, и Гойя писал, что даже немного при­болел от избытка счастья. Несколько недель спустя великий живописец скончался в окружении родни.