Найти в Дзене
Репортажи из СССР

Уроки труда или почему советские девочки так много умели

Съесть что-нибудь прямо во время урока, не таясь от учителя, а потом вместе с этим учителем еще и выпить по чашечке чая с конфетами - неужели такое было возможно в советской школе? Конечно, возможно, и мы сейчас об этом поговорим - как обычно, с авторскими иллюстрациями к материалу.

Если кто забыл, что собой представляли уроки труда у девочек, я напомню: сдвоенные 45-минутки, проходящие в кабинете, оборудованном швейными машинками, плитой, разделочными столами и (так было в нашей школе) - большим столом для раскроя и утюжки тканей. В качестве столов-парт использовались швейные машинки с ножным приводом: по центру стола находилось отверстие, в которое эта машинка убиралась за ненадобностью, отверстие закрывалось крышкой и получалась обычная парта.

-2

Учебный материал был обширным: большая часть времени отводилась на шитье и прочее рукоделие, чуть меньше - на кулинарию. Как правило, на первом уроке мы записывали теорию, рисовали разные схемы-чертежи, на втором уроке - кроили, шили. Ну а если это были уроки кулинарии, то на первом уроке готовили, на втором - ели то, что только что приготовили и пили чай :)

-3

Наша учительница потребовала сразу же, как только в 4 классе начались эти уроки, завести толстую длинную тетрадь, в которую мы до окончания школы и будем записывать весь материал. Она мотивировала это тем, что потом будет очень удобно пользоваться, когда вся информация собрана в одном месте, и знаете, она была права. Я до сих пор заглядываю в эту тетрадку, когда хочу построить чертеж, допустим, юбки...

-4

Шитье изучалось от простого к сложного: сначала сшили косынку для уроков труда, потом - фартук, чуть позже - ночную рубашку. Тут, конечно, не обошлось без курьезов: ткань, нитки, отделочные материалы - все это, конечно же, покупали родители. И для уроков труда приобретался дешевый материал, чтобы не жалко было, если ребенок что-то сделает не так. Но у одной моей одноклассницы мама решила, что ее дочь должна будет спать только в ночной рубашке из тончайшего дорогущего батиста, и купила ей отрез этой ткани. А дочка на уроке труда, как это часто бывает с начинающими, вырезала вытачки по контуру, сделав шикарные дырки в том месте, где должна быть застроченная складка :)

-5

После ночной рубашки мы шили себе юбки, халат, платья - причем, фасон рисовали сами, а учительница помогала сделать к этой задумке выкройку по фигуре; еще изучали свойства тканей, как правильно снимать мерки, устранять неполадки со швейной машинкой и все такое.

-6

Но гораздо интереснее были уроки кулинарии: нам заранее давали записать рецепт и технологию приготовления блюда, а затем мы договаривались, кто и какие продукты приносит на следующий урок.

Помню, мы готовили бутерброды, сырники, яичницу и омлет, макароны, винегрет, жарили "хворост", делали блинчики с начинкой. Ну и попутно изучали норму расхода продуктов, способы сервировки, основы консервирования. Иногда нам разрешали отложить часть блюда на отдельную тарелку и отнести это мальчикам в слесарно-столярную мастерскую.

-7

Поход к мальчишкам был отдельным приключением - хоть мы и приносили с собой посуду и приборы, но никогда толком разложить их у нас не получалось. Мальчишки, словно голодающие, толпой набрасывались на принесенное и прямо грязными руками хватали с тарелок то, что успевали схватить :) Однажды мы принесли им тарелку винегрета, который был украшен поросенком, сделанным из вареного яйца - поросенка растерзали в первую очередь, а потом прямо горстями стали хватать винегрет и запихивать его в рот - и мы, и преподаватель труда были в шоке - вроде бы все дети из приличных семей, откуда взялось это дикарство? :)

Но самое удивительное в наших, девчачьих, уроках труда было то, что помимо готовки и шитья мы еще изучали и основы электромонтажных работ. Серьезно - зарисовывали простейшие электрические схемы, изучали технику безопасности при работе с электричеством, сами, своими руками, собирали одноламповый светильник.

-8

Не скажу, что после всего этого девочки смело лазили чинить розетки или ремонтировать приемники, но, по крайней мере, мы понимали, как это все работает, могли прочитать простую схему и без посторонней помощи разобрать, например, штепсельную вилку и устранить обрыв провода.

-9

У мальчишек тоже все проходило очень интересно - они работали на слесарных, токарных и столярных станках; у них громко, на всю школу, визжала циркулярная пила; они после этих уроков притаскивали в класс красивые чеканки или миниатюрные интерьерные поделки в виде бревнышка, в которое воткнули топорик из жести или пилу. У нас, у девочек, эти поделки пользовались огромным спросом, и мы часто устраивали обмен - у нас после чаепития оставались конфеты и печенье, а у мальчишек - эти поделки, вот мы и устраивали азартные обмены к взаимному удовольствию :)

Спасибо, уважаемые читатели, что долистали материал до конца этих строк и вместе со мной немного вспомнили те приятные моменты, которые иногда случалось в процессе учебы :)

Искренне благодарю вас за каждое нажатие на значок "палец вверх" и за то, что вы делитесь этими воспоминаниями с друзьями в социальных сетях.

До следующих встреч в эфире!