Классическая гитара, путеводитель по каналу
Jonathan Roth — американский гитарист и композитор, который в настоящее время (прим.: на момент публикации этого интервью) заканчивает обучение в University of Southern California у Scott Tennant.
Когда вы начали играть? Сразу на классической гитаре?
Короткий ответ: когда мне было четырнадцать лет. Но реально это был рок-н-ролл, который изначально и привёл меня к гитаре.
Длинный ответ: ну, сложно вспомнить, когда именно я взял в руки гитару в первый раз, но я думаю, что мой интерес к музыке появился задолго до этого. Смутно помню, что я нашёл книгу по фортепиано для начинающих внутри сиденья для фортепиано, и с помощью своей мамы пытался научиться читать ноты (я уверен, эта книга всё ещё там!). Потом у нас появилась электронная клавиатура, которой, думаю, теперь давно уже нет, и у неё была увлекательная запрограммированная мелодия, которая играла ужасным миди звуком. Я нажимал кнопку "пуск", слушал, а затем пытался воспроизвести её по слуху — я всё ещё помню эту мелодию!
С гитарой меня познакомил мой брат Stephen и мои друзья Tim Foster и Drew Fortson. Стивен хотел гитару на Рождество, и однажды утром его желание исполнилось. Его Bullet Series Fender Squire звучал через небольшой 25-ваттный усилитель к дискомфорту наших родителей, и, когда он опробовал его мощность, я помню очаровательный треск звукоснимателей и вдохновляющий свист обратной связи. Стивен часто играл версию Pearl Jam "Rockin’ in the Free World" Neil Young, и это было первое, что вдохновило меня отдать предпочтение гитаре. После долгих просьб он показал мне, как взять аккорд "С", который оказался чрезвычайно сложным, но как только у меня это получилось, я был полностью замотивирован, чтобы продвигаться дальше.
Примерно в это же время мой хороший друг Tim Foster также учился играть на гитаре. Мы много болтали, и однажды ночью я получил от него гитарный урок. Позже Tim научил меня аккордам "Name" Goo-Goo Dolls, и на этот раз это были переборы!
Вскоре после этого я проводил ночь у своего другого хорошего друга Drew Fortson, и его отец показывал класс на своей 12-струнной, играя мелодии 70-х годов, а точнее, песню под названием Crazy On You by Heart. Он сказал мне: "Если ты сможешь научиться играть вступление к этой песне, я буду впечатлён". Это было именно то, что мне нужно. После того, как мои родители наконец подписались на AOL, я обнаружил бесконечное количество табулатур, и интернет быстро стал моим учителем. Я выучил это вступление к Crazy On You и сыграл его для него (умолчим здесь о качестве исполнения). Я не помню, что он сказал, но для меня это воспоминание является мостиком между рок-н-роллом и классической гитарой.
Затем моя мама записала меня на уроки в Suburban Music в Wheaton (штат Иллинойс) к человеку по имени Russell Turek. На своём первом занятии я сыграл часть Crazy On You для "прослушивания", но моя мама настояла на том, чтобы я также научился играть по нотам. Мы купили "Modern Guitar Method Book 1" Mel-Bay и начали заниматься по ней, частично "рок-н-роллом", частично — игрой по нотам. Когда моё изучение гитары немного продвинулось, я узнал, что Russell имел классическую подготовку у человека по имени Scott Johnston в нашем местном колледже "The College of DuPage".
Вскоре после этого мои родители получили три билета на концерт Christopher Parkening и Jubilant Sykes в Wheaton College. Я помню, как сидел в Edman Chapel и клевал носом, в то время как гипнотизирующие звуки нейлоновых струн наполняли мою голову. Мне стыдно за своё очевидно неподобающее поведение на этом концерте, но я до сих пор это отчётливо помню! После концерта мои родители разговаривали с друзьями, которые рассказали им, что их сын записан к Scott Johnston в колледже DuPage. К тому времени я перешёл в старшую школу, и поэтому меня записали к Scott Johnston ездить туда каждый четверг после уроков. Мне было семнадцать лет, у меня за плечами было уже около трёх лет "гитарирования", но ловкость моих пальцев была под вопросом.
Scott вдохновил меня, нажимая на стандартный репертуар через табы и доверху забитые аппликатурами ноты. Некоторые из пьес, которые, как я помню, мы изучали на этой стадии, были Waterfall (David Brandon), Etude No. 6 (Brouwer), Romanza и первая часть Leyenda. Но я все ещё использовал стальные струны на Guild D4, и на одном из уроков он порекомендовал мне купить нейлоновые струны.
Покидая с мамой колледж DuPage, мы остановились на заправочной станции Shell на углу Park и Roosevelt. Пока мы заправлялись, она сказала: "Как насчёт того, чтобы отправиться в гитарный центр и хотя бы посмотреть?". Этот "взгляд" превратился в новую Cordoba 40-R, которая у меня есть до сих пор!
Старшая школа подходила к концу, и я сильно вошёл во вкус классической гитары. Scott рассказал мне о недельном мастер-классе, который давал Christopher Parkening в Bozeman, Montana. С помощью своих родителей я записал материал для прослушивания на ленту VHS и отправил его вместе с приложением. Мы получили письмо поздней весной 2002 года, в котором говорилось, что меня включили в программу — пути назад не было! Когда наступил июль, мои родители и я отправились по дороге из West Chicago (Иллинойс), в Bozeman, в Монтану. Я остановился в своём общежитии, и мои родители вышли на улицу, чтобы помочь мне найти дорогу. Мы получили расписание мероприятий и увидели, что я должен играть дважды в течение недели: прелюдию Баха BWV 999, а затем этюд № 1 Villa-Lobos. Неделя была потрясающей! Я встретился с Christopher Parkening и множеством других людей, с которыми я дружу и сегодня.
По прошествии этой недели я начал размышлять о своём студенческом будущем. Я рассматривал DePaul, Belmont, Huntington, Masters College и University of Georgia. Мои родители и я решили, что пребывание в колледже DuPage для получения степени Associates, вероятно, является лучшим выбором, пока я не смогу показать себя в учёбе (я был бездельником в высшей школе), а затем присмотреть четырёхлетний колледж для перевода. Затем, когда-то весной моего первого курса в College of DuPage, Scott сказал: "Ты когда-нибудь задумывался об университете Pepperdine?". "Нет" — ответил я. "Ну, давай позвоним, чтобы узнать побольше информации". Что ?! Да, теперь я сидел и слушал прямой разговор своего учителя с Christopher Parkening, спрашивающего о том, как я могу применить новую гитарную программу в Pepperdine (в то время, однолетнюю). И, как говорится в старой поговорке, остальное — история. Я заполнил приложение онлайн, сделал компакт-диск низкого качества, используя свой компьютерный микрофон, и отправил его по почте в Malibu.
Дело было летом, и я был в районе St. Andrew, Route 59 в западном Chicago. Мой сотовый телефон зазвонил, и номер не определился, что обычно случалось, когда звонил один из моих добрых друзей, поэтому я гаркнул в телефон неприлично громко: "Yellow!". И тогда у меня в ушах зазвучал вежливый женский голос: "Это Jonathan Roth ?". После такого неловкого начала, Sara Banta, руководитель инструментального департамента Pepperdine, рассказала мне, что они прослушали мой компакт-диск и хотели бы, чтобы я заполнил оставшуюся часть заявки. Месяц спустя я обнаружил, что сижу в своей старой развалюхе Mercury Sable со своими родителями и братом Andrew в преддверии 2000-мильной поездки из West Chicago, Illinois, в Malibu, California.
Если бы в тот момент, когда я пытался понять, как поставить тот аккорд "С", вы бы сказали мне, что я буду учиться классической гитаре в Malibu у Christopher Parkening (а теперь и в Los Angeles, у Scott Tennant), я бы определенно назвал вас сумасшедшим! Я помню, на одном из моих первых уроков по классической гитаре Scott Johnston посоветовал купить мне две книги: Christopher Parkening "Guitar Method" и Scott Tennant "Pumping Nylon". Теперь ясно, что моё обучение в частном порядке с обоими — удача и благословение. Слава богу!
Итак, нет — всё началось не с классической гитары. К ней привело удачное сочетание пыльных старых фортепианных книг, "прорывов" в MIDI-технологиях начала 90-х, Neil Young, Pearl Jam, Goo-Goo Dolls, Heart, вдохновляющего старшего брата, хороших друзей и двух любящих родителей, которые молились и доверяли Богу, чтобы направить своего заблудшего подростка в полноценное (надеюсь, пожизненное) путешествие по изучению музыки. Если Бог может сделать столь удивительное для моей жизни, Он может, конечно, сделать это и для чужой.
"А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем, тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь." (К Ефесянам 3: 20-21.)
Расскажите немного о своих занятиях в Pepperdine у Christopher Parkening. Что он за учитель? Какие были забавные истории?
В течение первого года или около того мне казалось, что мне там совершенно не место. Но после нескольких разговоров с моими родителями мы решили, что моя цель должна состоять в том, чтобы просто взять всё, что я могу, от господина Parkening и музыкального департамента в Pepperdine. "Держи руку на плуге", — сказал бы мой папа (он вырос на ферме в Индиане), и это был тот совет, который служил мне хорошо на протяжении многих лет. Это действительно ничего особенного, просто как тяжёлая работа.
Мистер Parkening — фантастический учитель. Я помню, как он просил меня показать ему свой репертуарный список, чтобы оценить его. Именно в этот момент он бросил мне вызов, призвав поднять планку, взяв на себя более сложный репертуар. Я сразу же взялся за Прелюдию и Аллегро BWV 998. Он возьмёт вас там, где вы находитесь, но если он почувствует, что вы можете сделать что-то лучше или что вы не стараетесь изо всех сил, он обязательно сообщит вам об этом. Я должен добавить, что он всегда учил с духом поощрения.
Смешные истории? Ну, я не думаю, что это было очень забавно, но я помню, как через неделю изучения транскрипции Rick Foster "Jesu, Joy of Man’s Desiring", я пришёл на урок... Первые двадцать один такт были ещё туда-сюда, но, как только началась модуляция в d-moll, всё пошло по нисходящей спирали до самого конца. Закон Мерфи определённо действовал! Я уткнулся в финишную черту, усталый и побитый от своей борьбы с Бахом, и после того, как пыль осела, мистер Parkening (самым непринуждённым образом) сказал что-то в том духе, что я должен быть более подготовленным, когда прихожу на урок.
Этот опыт дал понять, что от меня ожидали весьма и весьма многого в Pepperdine. Мы должны были готовить пьесы для каждого урока, и основное внимание уделялось звукоизвлечению, фразировке и общей интерпретации пьесы. И теперь, когда я сам учитель, я вижу, как такие ожидания действительно делают время урока максимально эффективным. Интенсивная музыкальная философия господина Parkening всегда сводилась к его желанию видеть, что мы используем все наши таланты для Господа.
Как насчёт University of Southern California?
USC был и остаётся удивительным опытом. Когда я приступил к занятиям осенью 2006 года, Scott Tennant заметил, что я делаю большие движения, получая при этом маленький звук — "тощий", как он сказал. Мы сосредоточились на постановке правой руки так, чтобы контактная точка всегда была плотью и, после активации струны, ноготь немедленно цеплялся за нейлон. Я узнал, что я не атакую струну, которая производит хороший звук, а скорее активизирую её, отпуская, что и создаёт желаемый результат.
Помимо получения лучшего звука, он также развивал более высокий уровень контроля в правой руке. Вот тогда я научился "тренировать" пьесы и действительно практиковать. Теперь я могу выучить пьесу и подготовить её в течение недели, когда мне это нужно (если не учитывать бытовые отвлечения).
Scott Tennant действительно научил меня эффективно заниматься. В аудитории USC представлено около сорока классических гитаристов, в состав которых входят младшие, выпускники и несколько несовершеннолетних. Огромный размер департамента USC означает, что там существует множество разных идей, стилей игры, техники и предпочтений репертуара, окружающих вас. Это идеальное место для всех и каждого.
Композиция — это то, что вы всегда делали? Или это произошло позже? Какие идеи заставили вас начать сочинять?
Вернувшись в старшую школу, я был участником группы с двумя хорошими друзьями: Drew Fortson (бас, вокал) и Aaron Wilson (ударные). Я обычно писал песни и тексты, но это всегда казалось натянутым. У меня были свои мечты рок-н-ролла, но то, о чём я писал, не было моим собственным опытом. В конце концов, я пытался писать о том, чего на самом деле не было. После выпуска мы все пошли разными путями.
Когда я начал сочинять на своих стальных струнах (песенный акустический материал), я точно так же занимался и классической гитарой. Я помню, как однажды вечером сидел на диване внизу, гоняя репертуар, который был в Drop-D (может, Canarios?). Но во всяком случае, в моей голове звучала мелодия гимна Be Thou My Vision, и я стал подбирать её в тональности D. Позже я нашёл сборник на книжной полке, и посмотрел — оригинал был в Eb! Поэтому я подумал, что D-dur будет работать нормально. По такой схеме всё и началось. Я показал это на следующем уроке Scott Johnston, и ему так понравилось, что он заставил меня сыграть это на экзамене. Именно это первоначальное поощрение и заставило меня сочинять по сей день.
Я должен также упомянуть, что моё другое вдохновение для сочинения — мой друг Kevin Smith. Раньше он играл в книжном магазине Borders в Wheaton, штат Иллинойс, и мы ходили, чтобы на него посмотреть. Этот парень мог сыграть! Он исполнял оригинальные композиции со своего альбома Sundown, и это сразу привлекло моё внимание. Я помню, как пытался сочинять, но это всегда звучало как его материал. Это было неприятно, но в итоге я нашёл свой стиль. Моя цель — написать музыку, которая доступна для слушателя и доставляет удовольствие игроку.
Расскажите немного о вашем CD "Meditations". Все композиции ваши собственные? Есть ли у вас какие-нибудь предстоящие проекты записи?
Meditations был записан на лестничной площадке музыкального здания Pepperdine и в учебном зале в подвальном этаже моей Wheaton Academy (где я учился в старших классах) моим другом Brandon Jones, который теперь является инженером по звуку в Burbank, Калифорния.
Brandon просто искал кого-то, кто мог бы помочь ему проверить свою недавно приобретенную установку Pro-Tools, и я предложил свои услуги. Я думаю, что "Be Thou My Vision" — это первый трек, который мы записали, но после того, как мы сделали еще пару, я понял, что я записываю свой диск. Шесть из десяти треков оригинальны.
Остальные четыре — это аранжировки гимнов, только один из которых находится в общественном достоянии. Поэтому я должен был пройти трудный путь, узнав о механизмах выплаты гонораров! В настоящее время я записываю новый компакт-диск под названием Nostalgia в студии Firehouse в Pasadena, Калифорния. Мой учитель и друг Tim Kobza был настолько любезен, что меня пригласили посещать студию по выходным.
Milton Gutierrez — инженер, который нажимает на все кнопки. Эти ребята — рай для работы! Каждая пьеса в Nostalgia связана с человеком, местом или событием, которое было значительным в моей жизни. У этой музыки есть "фольклорное" чувство, которое определенно является шагом в сторону от первого компакт-диска, но я очень рад закончить и получить его там. CD должен быть доступен к концу весны, и партитуры последуют за ним.
Как публикуются ваши ноты? Самостоятельно?
Да, я сам публикую ноты. Я ввожу всё в Finale, сохраняю как PDF-файлы, а затем отправляю их по электронной почте в Chernay Printing в Coopersburg, Пенсильвания. Они делают хорошую работу!
Вы основали Roth Music Group, что заставило вас решить пойти по этому пути?
Roth Music Group — это просто способ сохранить любые деньги, сделанные из нот, компакт-дисков или лицензий, отдельно от обучения и выступлений. Кроме того, мне сообщили, что если я присоединился к BMI как автор и издатель, я получаю 20% в виде роялти за любые исполнения. Неплохая сделка!
Что вы можете посоветовать гитаристам?
Всегда старайтесь. Сохраняйте положительное отношение (учителя это замечают). Воспользуйтесь каждым концертом, каждым мастер-классом, каждой возможностью обучения. Нацельтесь на развитие своих уникальных талантов, преподаёте ли вы, сочиняете, исполняете, исследуете или чем вы занимаетесь. Единственный, кто сдерживает вас в том, чтобы получить всё возможное, это вы сами. Я говорю по своему опыту!
Что-нибудь в заключение?
Прекратите читать это и идите занимайтесь ))