Знакомы такие ситуации?
Вы обращаетесь к ребёнку, а он не отрывает глаз от монитора.
Сообщаете, что пора садиться за уроки, а он продолжает рисовать.
Говорите, что пора одеваться в детский сад, а малыш продолжает играть с игрушками.
Многие родители с такими ситуациями встречаются каждый день.
«Достучаться» до ребёнка помогут простые психологические приёмы.
Вот некоторые из них.
1. Не кричите из соседней комнаты — подойдите к ребёнку.
Лучшее расстояние - до 1 метра. Это дистанция близкого общения. И малышу, и подростку трудно будет сказать «нет», тем более ответить грубо.
2. Установите зрительный контакт.
3. Установите телесный контакт: обнимите, приобнимите или прикоснитесь к плечу, руке прежде, чем начнёте говорить.
4. Измените «не делай того-то» на «сделай так-то».
Вместо «Не бегай! Не шуми!» скажите - «Иди шагом. Успокойся».
Вместо «Прекрати орать!» скажите - «Говори спокойно».
*Когда ребёнок слышит «не делай того-то», ему нужно совершить серию мысленных актов, чтобы дойти до «надо сделать так-то». Эта задача неразрешима для мальчика или девочки до 5 лет, для семилетних детишек она сложна, особенно когда они уже сосредоточены на какой-то деятельности.
5. Подскажите ребёнку приемлемый вариант действия, которое вы считаете нежелательным.
Вместо: «Не мучай кошку!», скажите - «Поиграй с кошкой, привяжи фантик на верёвочку! Вам обоим будет весело!».
Вместо: «Не иди по луже!», скажите - «Интересно, сможешь обойти лужу вон по тому бордюру?».
Если сынок или дочка рисует на обоях, повесьте на стену рулон старых обоев.
6. Используйте приём «выбор без выбора».
Когда пришло время одеваться, скажите: «Ты сначала колготки наденешь или платьице?».
Если ребёнок со скандалами идёт в детский сад - «Ты сегодня с мамой пойдёшь в садик или с папой?».
Пришла пора садиться за домашнее задание - «Ты начнёшь делать уроки с русского или с математики?».
"Сегодня уборка. Ты полы помоешь или почистишь пылесосом ковры?"
*Вопрос задаёт мозгу направление думания. Правильно заданный вопрос смещает фокус внимания с проблемы на совершение выбора.
7. Фразы типа: «Если не уберёшь игрушки - не будешь смотреть мультфильмы» и «Если не сделаешь уроки - не пойдёшь гулять» часто вызывают слёзы или агрессию.
Скажите:
- Когда уберёшь игрушки, будешь смотреть мультфильм.
- Когда сделаешь уроки, пойдёшь гулять.
8. Описывайте негативные последствия невыполнения нужного действия кратко и чётко, а положительные перспективы, которые станут возможны после выполнения нужного действия — подробно, эмоционально.
Старайтесь, чтобы ваши слова создавали перед внутренним взором ребёнка яркую картину приятного будущего.
- Когда уберёшь игрушки, будешь смотреть мультфильм. Какой выбираешь?... Я поищу, пока ты складываешь. Интересно, что в этой серии будет происходить?...
- Когда сделаешь уроки, пойдёшь гулять... Сегодня хорошая погода, можешь покататься на роликах или велосипеде... Я видела, что Сашка уже выходил с роликами. Мишкину маму видела — говорит, Мишка выздоровел. Весело сегодня будет во дворе. Постарайся и через полчаса ты будешь свободен....
9. Присоединитесь к деятельности ребёнка, "войдите в его поле".
Прежде чем обращаться с просьбой, предъявлять требование, «войдите в поле ребёнка». Присядьте рядом с ним, проявите искренний интерес к тому, что он делает, подключитесь к игре на минуту-другую, задайте пару вопросов о предмете его интереса.
Ребёнок возится с конструктором?
Спросите, что он собирает, полюбуйтесь его творением и только после этого зовите обедать, напоминайте про уроки, уборку в квартире и т.п.
Подросток сидит в социальных сетях?
Присядьте рядом, спросите что интересного сегодня происходит на просторах интернета, обменяйтесь мнениями об одном-двух постах. И только после этого обращайтесь с просьбой.
10. Ещё один способ присоединиться к ребёнку и «войти в его поле» - выразить понимание.
- Я вижу как ты увлечён игрой понимаю как неохота от неё отрываться и ты же сам понимаешь, что … (назовите дело на которое нужно переключиться), ведь тебе самому важно (назовите положительные последствия, которые наступят в краткосрочной и долгосрочной перспективе).
Подходите к воспитанию ребёнка (как и ко всему в жизни) творчески. Переплетайте приёмы между собой, добавляйте свои.
Светлана Цуркан
Другие статьи этого же автора:
Как воспитать ребёнка счастливым
Как научить ребёнка самодисциплине
Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, мне будет радостно.
Подписывайтесь на мой канал и группу ВКонтакте, чтобы получать больше интересной информации.