Елизавета Емельяновна – труженица тыла, ей 93 года. Она в числе последних свидетелей войны.
Васина Елизавета Емельяновна – труженица тыла, ей 93 года. Несколько лет подряд к ней в гости приходили школьники старших классов и, прикасаясь к ней осторожно, плакали: она – в числе последних свидетелей войны, и посмотреть в её живые, внимательные, но потускневшие глаза удаётся не каждому. Про жизнь во время боевых действий не спрашивали – просто приходили поздравить, пожелать всего доброго и сказать спасибо за мирное небо. И Елизавета Емельяновна сама ничего не рассказывала.
Она с ранних лет и всю войну трудилась в тылу. На фронт ещё юную Елизавету Емельяновну не взяли: она была слишком хрупкая, поэтому девушка работала в поле, валила лес, водила трактор, собирала урожай. По вечерам ходила на танцы – в совхозе был один молодой парень, который собирал по соседним городам и деревням песни, записывал их, а ребята их вместе разучивали. Больше мужчин не было – всех забрали на фронт, оставив четырёх восьмидесятилетних стариков, которые не могли уже работать, и только раздавали указания.
бочий день часто начинался раньше положенного: вместо восьми утра в три или четыре, и длился до позднего вечера. За все эти годы у Елизаветы Емельяновны было три выходных дня: однажды она с подругами утащила сельдь, которая предназначалась для свиней, девушки досыта наелись, а на утро так отекли, что им разрешили не выходить на работу и три дня кормили больше остальных – подумали, что отёки от голода. Спустя долгое время, Елизавета Емельяновна узнала, что комендант их общежития сразу понял, что дело не в голоде, а в сельди – её стойкий запах не ушёл к утру и выдавал преступление. Об этом девушке рассказал тот самый комендант – после войны он стал её мужем.
Елизавета Емельяновна хорошо помнит, как началась и кончилась война и, рассказывая об этом, плачет: и от того, как было страшно в начале, и от того, сколько счастья было в конце. У неё вернулись с фронта все три брата, а сегодня её окружает большая семья и каждый день одаривает её постоянным вниманием, заботой и любовью. Каждый год женщина ждёт День Победы и уже за месяц начинает с волнением говорить об этой дате. В гости приходят многочисленные друзья семьи, которые держатся вместе уже несколько поколений подряд, украшают квартиру, накрывают стол. На парад в этот день ходить не принято – в семье очень много знают о войне из первых рук, и достижения современной военной техники на главных улицах городов никому не напоминают о самоотверженности и внутренней силе обычных людей, благодаря которой фашизм был остановлен.
Рассказывая о том, как шла жизнь и работа в тылу во время войны, Елизавета Емельяновна признаётся, что впроголодь было жить трудно, и работать каждый день без выходных несколько лет подряд тяжело, и вставать после трёх часов сна и идти в поле – тоже невыносимо. Но каждый день им повторяли: “Родина вас не забудет”, и это давало силы.
В этом году школьники не пришли к Елизавете Емельяновне. Её дочь – Елена Ивановна – предполагает, что причиной может стать возраст: 93-летнюю женщину могли уже счесть умершей. Но позже от Родины и от молодого поколения пришла весть и поздравление для Елизаветы Емельяновны: “Спасибо деду за победу.” в рукодельной открытке от неизвестного младшеклассника, официальное письмо от президента и коробочка чёрного чая для семейного чаепития.