Найти тему
Слон в колесе

Царица на прогулке

Помните, в прошлом году я вам рассказывал про царевну Таду-Хебу из страны Митанни, которую выдали замуж за египетского фараона?

Я неожиданно получил привет из той эпохи. Может, от самой Таду-Хебы.

В Египетский музей Мюнхена меня привела на экскурсию очаровательная девушка-египтолог София. Там мы не торопясь прогуливались (пугая местных хранителей шумными восторгами и бурным обсуждением всего, что попадалось на глаза).

И вдруг.


1. Придворная дама, идущая за жертвенным быком в процессии (ÄS 4870).
Staatliches Museum Ägyptischer Kunst, фото автора.
1. Придворная дама, идущая за жертвенным быком в процессии (ÄS 4870). Staatliches Museum Ägyptischer Kunst, фото автора.

Это кусок рельефа из Амарны, древнего Ахетатона, столицы «фараона-еретика» Эхнатона. Именно тут жила вместе с ним сама Таду-Хеба (ее в Древнем Египте знали под именем Кийя).

И на этом блоке, возможно, изображена именно она.

Почему?

Начнем следствие!

Сам факт того, что блок происходит из Амарны, уже гарантирует, что изображение относится ко времени Эхнатона, а значит – и ко времени Кийи.

Город Ахетатон (его руины раскопаны в местечке Амарна) был построен по приказу Эхнатона, а вскоре после его смерти был заброшен, разрушен и предан проклятию — и, благодаря этому, неплохо сохранился.

В Ахетатоне началась невероятная эпоха обновления в искусстве, своего рода древнеегипетский Ренессанс. Художники и скульпторы смело отступали здесь от жестких египетских канонов, соблюдавшихся тысячелетиями. Им удалось достичь небывалых высот мастерства и создать огромное количество шедевров во всех областях изобразительного искусства — и в рисунке, и в рельефе, и в скульптуре. Главное новшество, привнесенное художниками Ахетатона — это свобода в изображении человеческих чувств и эмоций, а также реалистичность изображений. Рельефы и скульптурные фигуры, вышедшие из их мастерских, буквально дышат жизнью. Мы видим то, чего никогда прежде не показывали старые мастера: людей, которые держатся за руки, обнимаются, целуются, играют с детьми…

Портреты перестают здесь быть условными и идеализированными, как то было раньше. Художники Ахетатона стремились передать подлинные, достоверные черты внешности, даже если в этих чертах обнаруживались некоторые недостатки. Так, сам Эхнатон изображался с полными, по-женскими округлыми бедрами; и у него самого, и у его дочерей продолговатые, вытянутой формы черепа (генетический дефект). А великолепный скульптурный портрет царицы Нефертити, похоже, лишь в незначительных деталях отличается от оригинала (сглажены лишь несколько морщинок!)

Поэтому не подлежит сомнению, что не только в изображениях царской семьи, но и других знатных египтян (а может, и не только знатных) художники придерживались тех же принципов: добиваться, насколько возможно, портретного сходства и жизненности в портрете.

Итак, можем ли мы считать, что изображение девушки на рельефе — портрет реально существовавшего человека?

Да, можем! Более того, можно с большой вероятностью говорить о высоком портретном сходстве с оригиналом. Вряд ли можно требовать фотографической точности, но сходство наверняка есть!

Но что же это за девушка?

Во-первых, на рельефе, несомненно, придворная дама. Несмотря на то, что она идет следом за быком, это точно не крестьянка (непросто обычной крестьянке было бы оказаться на дворцовых рельефах!) Вероятнее всего, она участвует в какой-то торжественной процессии, а бык предназначен в жертву солнечному божеству Атону. В руках девушка держит букет, и на ней платье из тонкого, почти прозрачного полотна, да еще и с плиссированными складками на рукавах — совсем не «рабоче-крестьянский» наряд!

Теперь посмотрим на парик (это не «родные» волосы. Египетская знать, как правило, брилась наголо, чтобы избежать сложностей с докучливыми насекомыми). Парик, в котором отдельные пряди скручены и уложены рядами в несколько слоев, называется «нубийским». В конце XVIII династии такие парики были в моде, их носили не только женщины, но и мужчины. У нашей девушки парик именно такой. Форма его тоже примечательная: пряди на висках такие длинные, что лежат на плечах, а сзади волосы значительно короче, так что шея остается открытой.

Кроме того, обратите внимание на большие круглые сережки в ушах нашей дамы.

По совокупности эти признаки — «нубийский» парик, оставляющий открытым затылок, и большие круглые серьги — считаются среди египтологов важными характерными чертами изображения Кийи. Добавим сюда амарнское происхождение рельефа — и можем говорить о серьезных подозрениях на то, что перед нами сама царица Кийя (она же принцесса Митанни по имени Таду-Хеба).

Конечно, полной уверенности нет и быть не может. Однако посмотрите на эти рельефы, которые точно принадлежат Кийе:


2. Царица Кийя. Изображение позже переделано для одной из дочерей Эхнатона (изменена форма головы и прическа).
Раскрашенный рельеф на известняке (фрагмент). Амарна. Период правления Эхнатона.
The Metropolitan Museum of Art, New York. Фото с сайта музея.
2. Царица Кийя. Изображение позже переделано для одной из дочерей Эхнатона (изменена форма головы и прическа). Раскрашенный рельеф на известняке (фрагмент). Амарна. Период правления Эхнатона. The Metropolitan Museum of Art, New York. Фото с сайта музея.

3. Царица Кийя. Рельеф на известняке, Гермополис. Из собрания Новой глиптотеки Карлсберга, Копенгаген.
Илл. из книги: Dorothea Arnold, “The Royal Women of Amarna: Images of Beauty from Ancient Egypt”, The Metropolitan Museum of Art, New York, 1996, p. 105.
3. Царица Кийя. Рельеф на известняке, Гермополис. Из собрания Новой глиптотеки Карлсберга, Копенгаген. Илл. из книги: Dorothea Arnold, “The Royal Women of Amarna: Images of Beauty from Ancient Egypt”, The Metropolitan Museum of Art, New York, 1996, p. 105.

Сходство париков и серёг очевидно. Да и контур лица похож. Сильнее всего различается форма носа (на рис. 2 он вообще курносый, кончик задорно вздернут вверх, а на рельефе из Мюнхенского музея нос прямой). Но на крышке канопа, который тоже принадлежит Кийе, нос прямой. (Насколько я знаю, форма носа в течение жизни может меняться. Так что, учитывая, что Кийя прожила при дворе Эхнатона не меньше 11 лет, разные изображения могут относиться к разным годам ее жизни).


4. Крышка канопа, принадлежавшего Кийе.
4. Крышка канопа, принадлежавшего Кийе.

Вот такой неожиданный визит из прошлого.

Она велела передать привет и вам, всем, кто проявил интерес к судьбе Таду-Хебы.

Я передаю.

Привет вам от митаннийской царевны и египетской царицы!

Текст: (с) Алексей Березин, блог "Слон в колесе"