Всем привет друзья и удачи! В небольшом, но уютном поселке Ревда Мурманской области установлен стела-памятник британскому одноместному истребителю времён Второй мировой войны Hawker Hurricane. Интересен он историей его восстановления и установлением имени летчика, сражавшегося и погибшего за его штурвалом.
Обломки самолёта войны Hawker Hurricane, поставлявшемуся в СССР в качестве военной помощи, были обнаружены в тундре возле реки Воронья в начале 80-х годов. На фотографиях хорошо видно, в каком разбитом состоянии самолет пролежал несколько десятков лет под открытым небом.
Смотря на эти фотографии трудно даже представить себе что самолет подлежал восстановлению.
Даже сам процесс перевозки его из непроходимой тундры был сродни подвигу.
Однако, самоотверженным усилиями местных энтузиастов британский истребитель был полностью внешне восстановлен и водружен на стелу в центре Ревды в 1988 году.
На основании памятника виднеется надпись: "Боевому братству народов в борьбе с фашизмом во II мировой войне и в память о лётчиках, не вернувшихся с боевых заданий и навеки оставшихся в болотах, горах, озёрах и тундре севера".
Стараниями историков установлена также и личность пилота - им был Алексей Иванович Яковенко, пилот знаменитого 78 "Сафоновского" авиаполка.
Вот что о нем сообщается в короткой справке полученной местным музеем из Центрального военно-морского архива в апреле этого года: «Капитан Яковенко Алексей Иванович, 1909 г.р. уроженец г.Кишенева, член ВКП(б) с 1932. Прибыл в часть ВМФ из Красной Армии в марте 1940 и назначен начальником парашютно-десантной службы 72 авиаполка Северного флота. В октябре 1941 назначен командиром эскадрильи 78 истребительного авиаполка СФ. Исключен из списков личного состава ВМФ как не вернувшийся с боевого задания 29 октября 1941. Был награжден орденом Красного Знамени за успешное выполнение заданий командования".
Интересно, что самолет, установленный на стеле имеет дополнительный воздухозаборник, т.е. представляет собой особый, тропический вариант "Хаукер - Харрикейна IIС", изготовленный для участия в боях на Ближнем Востоке, что делает весьма интересным и загадочным его попадание в СССР. Более того, часть вполне аргументировано историков ставит под сомнение что этот самолет принадлежал именно капитану Яковенко, так как по некоторым данным выяснилось, двигатель самолёта выпущен был в 1942 году, а лётчик погиб в 1941-ом. Наверное когда-нибудь энтузиасты докопаются до истины, а пока история традиционно полна загадок и тайн.
А для нас, благодарных потомков героев, важно конечно вечная память о летчиках бившихся насмерть с захватчиками в суровом небе Заполярья, о верных боевых машинах, о братской помощи без политики и об энтузиастах, приложивших неимоверные усилия по восстановлению частички нашей великой истории.
P.S. Заинтересовавшимся подобной темой не моге не порекомендовать прочитать также статью про службу Харрикейнов с английскими пилотами в 1941 в Ваенге, ту саму, про которую Валдис Пельш снял отличный фильм "Полярное братство".
Друзья, если Вам понравилась данная статья, то не забудьте поставить ей «лайк» и подписаться на данный канал, постоянно обновляющийся интересными статьями на историческую тематику нашего Заполярья!