Найти тему
Артëм Хохолев

Загадка самолета-памятника в Ревде и судьба его пилота

Всем привет друзья и удачи! В небольшом, но уютном поселке Ревда Мурманской области установлен стела-памятник британскому одноместному истребителю времён Второй мировой войны Hawker Hurricane. Интересен он историей его восстановления и установлением имени летчика, сражавшегося и погибшего за его штурвалом.

Обломки самолёта войны Hawker Hurricane, поставлявшемуся в СССР в качестве военной помощи, были обнаружены в тундре возле реки Воронья в начале 80-х годов. На фотографиях хорошо видно, в каком разбитом состоянии самолет пролежал несколько десятков лет под открытым небом.

-2

Смотря на эти фотографии трудно даже представить себе что самолет подлежал восстановлению.

-3

Даже сам процесс перевозки его из непроходимой тундры был сродни подвигу.

-4

Однако, самоотверженным усилиями местных энтузиастов британский истребитель был полностью внешне восстановлен и водружен на стелу в центре Ревды в 1988 году.

-5

На основании памятника виднеется надпись: "Боевому братству народов в борьбе с фашизмом во II мировой войне и в память о лётчиках, не вернувшихся с боевых заданий и навеки оставшихся в болотах, горах, озёрах и тундре севера".

-6

Стараниями историков установлена также и личность пилота - им был Алексей Иванович Яковенко, пилот знаменитого 78 "Сафоновского" авиаполка.

-7

Вот что о нем сообщается в короткой справке полученной местным музеем из Центрального военно-морского архива в апреле этого года: «Капитан Яковенко Алексей Иванович, 1909 г.р. уроженец г.Кишенева, член ВКП(б) с 1932. Прибыл в часть ВМФ из Красной Армии в марте 1940 и назначен начальником парашютно-десантной службы 72 авиаполка Северного флота. В октябре 1941 назначен командиром эскадрильи 78 истребительного авиаполка СФ. Исключен из списков личного состава ВМФ как не вернувшийся с боевого задания 29 октября 1941. Был награжден орденом Красного Знамени за успешное выполнение заданий командования".

-8

Интересно, что самолет, установленный на стеле имеет дополнительный воздухозаборник, т.е. представляет собой особый, тропический вариант "Хаукер - Харрикейна IIС", изготовленный для участия в боях на Ближнем Востоке, что делает весьма интересным и загадочным его попадание в СССР. Более того, часть вполне аргументировано историков ставит под сомнение что этот самолет принадлежал именно капитану Яковенко, так как по некоторым данным выяснилось, двигатель самолёта выпущен был в 1942 году, а лётчик погиб в 1941-ом. Наверное когда-нибудь энтузиасты докопаются до истины, а пока история традиционно полна загадок и тайн.

-9

А для нас, благодарных потомков героев, важно конечно вечная память о летчиках бившихся насмерть с захватчиками в суровом небе Заполярья, о верных боевых машинах, о братской помощи без политики и об энтузиастах, приложивших неимоверные усилия по восстановлению частички нашей великой истории.

P.S. Заинтересовавшимся подобной темой не моге не порекомендовать прочитать также статью про службу Харрикейнов с английскими пилотами в 1941 в Ваенге, ту саму, про которую Валдис Пельш снял отличный фильм "Полярное братство".

Друзья, если Вам понравилась данная статья, то не забудьте поставить ей «лайк» и подписаться на данный канал, постоянно обновляющийся интересными статьями на историческую тематику нашего Заполярья!