Найти в Дзене

Память о войне

Пропагандистский миф против «окопной правды»!

Как менялся образ войны и что по этому поводу думали Пастернак, Эренбург, Слуцкий и другие

Летом 1945 года Михаил Исаковский, автор популярнейших советских песен 1930–40-х годов (в том числе и знаменитой «Катюши»), написал два стихо­тво­рения. Одно из них — «Прасковья», напечатанное в журнале «Знамя» в 1946 го­ду — произвело огромное впечатление на Александра Твардовского. Поло­жен­­ное на музыку Матвеем Блантером, оно стало самой горькой из со­вет­ских песен о войне. «Враги сожгли родную хату» была песней о невос­пол­ни­мых утратах, о не­померной цене, заплаченной за победу. Солдат, «поко­ривший три держа­вы», с медалью «за город Будапешт» на груди возвращается в родную де­ревню и застает там лишь пепелище и безымянные могилы. Только «горькая бутыл­ка» помогает ему смягчить боль.

Почти одновременно Исаковский сочиняет другое стихотворение, строки из ко­то­рого быстро стали расхожей цитатой:

Спасибо Вам, что в годы испытаний
Вы помогли нам устоять в борьбе.
Мы так Вам верили, товарищ Сталин,
Как, может быть, не верили себе.

Смысл их был в безграничной вере в Сталина и в безмерной благодарности от име­ни «простого» советского человека за одержанную под его руковод­ством победу:

Спасибо Вам, что в дни великих бедствий
О всех о нас Вы думали в Кремле,
За то, что Вы повсюду с нами вместе,
За то, что Вы живете на земле.

В ночь с 8 на 9 мая 1945 года, когда по радио было объявлено о безоговорочной капитуляции фашистской Германии, многотысячные толпы людей стихийно, без приказов сверху (как это происходило на довоенных митингах в поддержку власти) заполнили площади и улицы советских городов. После колоссальных человеческих и материальных потерь, огромного физического и душевного на­пряжения люди радовались окончанию длившейся четыре года войны. Но жда­ли не только возвращения к мирной жизни. После пережитого в 1930-е массо­вого террора у людей возникли надежды на ослабление жесткого курса власти. Об этом говорит в конце романа «Доктор Живаго», над которым он начал ра­боту в 1945 году, Борис Пастернак:

«Хотя просветление и освобождение, которых ждали после войны, не наступили вместе с победою, как думали, но все равно предвестие свободы носилось в воздухе все послевоенные годы, составляя их един­ственное историческое содержание».

Слова Пастернака о «предвестии свободы» были связаны с тем, что страшная реальная война уменьшила страх, сковавший советское общество после коллек­тивизации и Большого террора. С началом войны люди столкнулись с настоя­щим врагом, а не с мнимыми вредителями и шпионами, в роли которых мог в 1937–1938 годах оказаться каждый. Огромная цена, заплаченная народом за победу над этим врагом, осознавалась обществом как жертва, принесенная всем народом — миллионами обычных людей и главным образом раздавлен­ным коллективизацией крестьянством. Именно крестьяне составили основную массу рядового состава Красной армии. Среди солдат на фронте постоянно шли разговоры о том, что Сталин после войны распустит колхозы, поскольку народ доказал свою преданность советской власти, ведь коллекти­виза­ция справед­ливо воспринималась как репрессивная мера. Эти надежды отчасти подкреп­ля­лись тем, что со второй половины войны власть несколько ослабила жесткую политику в отношении православной церкви в расчете на ее поддержку в борь­бе с фашистской агрессией.

Но ожидаемого облегчения не наступило, и награды не последовало. Наоборот, одержанная победа служила для Сталина оправданием жестокого довоенного курса. Поэтому власть, как и в начале 1930-х, на тяжелую экономическую ситу­ацию в стране, на страшный голод 1946–1947 годов ответила новым драконов­ским указом, по которому за горсть крупы или кусок хлеба, вынесен­ные с пред­приятия, давали по восемь лет лагерей. В конце сталинской эпохи в местах за­клю­чения находились многие тысячи людей, осужденных за «хищение госу­дар­ственного и общественного имущества».

На фоне послевоенной разрухи и голода пропаганда тем более интенсивно стре­милась создать образ великой победы, главным творцом которой был Ста­лин. Поэт Константин Левин, стихи которого до самой его смерти в 1984 году останутся под запретом, писал о том, как, не дожидаясь конца войны, в Москве уже начинали творить официозный, победный образ:

Тут все еще ползут, минируют
И принимают контрудары.
А там — уже иллюминируют,
Набрасывают мемуары…

Илья Эренбург, противопоставляя рождающейся приукрашенной картине жестокую правду войны, в 1945 году тоже пишет стихи, где рисует совсем не парадный образ победы:

Она была в линялой гимнастерке,
И ноги были до крови натерты.
Она пришла и постучалась в дом.
Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.
«Твой сын служил со мной в полку одном,
И я пришла. Меня зовут Победа».
Был черный хлеб белее белых дней,
И слезы были соли солоней.
Все сто столиц кричали вдалеке,
В ладоши хлопали и танцевали.
И только в тихом русском городке
Две женщины как мертвые молчали.

Но этот образ горькой и трудной победы никак не вписывался в официозный пропагандистский миф.

Вернувшиеся с войны солдаты-фронтовики постепенно осознавали, что, живя памятью о войне, им трудно будет вписаться в новую жизнь. К тому же их ин­ди­видуальный опыт был настолько далек не только от парадной и вычищен­ной картины войны, но и от обычных представлений о гуманности и человеч­ности, что делиться им было тяжело, а иногда и просто невозможно. Это, конечно, не означало, что их неизжитая травма не находила потом выхода. Она прояв­лялась в широчайшем употреблении алкоголя, на многие годы ставшего глав­ным способом ее вытеснения.

Поэт Борис Слуцкий писал об ощущении своей ненужности, возникшем у воз­вра­тившихся с войны:

Когда мы вернулись с войны,
я понял, что мы не нужны.
Захлебываясь от ностальгии,
от несовершенной вины,
я понял: иные, другие,
совсем не такие нужны.