Найти в Дзене

Программирование на Java Script урок 1

Оглавление

Введение в Java Script

Что такое Java Script?

Java Script - самый популярный язык программирования на сегодняшний день и используется для создания функционала веб-страниц и/или придания им интерактивности. Также на этом языке создаются программы, как клиентские, так и серверные, но на этом курсе Вы познакомитесь только с первыми.

Код Java Script (JS) состоит из таких элементов, как объекты, методы, переменные, свойства, элементы и другие, но самые основные мы разберём в этом курсе по программированию для начинающих, поэтому если Вы долго не решались заняться программированием, но имели желание, то этот курс для Вас!

! Для программирования на JS требуются базовые знания HTML! Настоятельно рекомендую ознакомиться с курсом по HTML, что Вы можете найти на этом канале.

JS - это мультипарадигменный язык программирования, который поддерживает объектно-ориентированный, императивный и функциональный стили программирования. Его часто сравнивают с C++ и моё мнение исключительно - они по-своему хороши. Если Вам требуется максимальная производительность и минимальное затрачивание памяти, то Вам стоит выбрать C++, а если Вам не так важна производительность и затрачиваемая память, но Вы цените время затрачиваемое на написание кода, то лучше подойдёт Java Script. То есть если Вы не суперпрограммист и ещё не определились с языком программирования, то советую попробовать себя в обоих и определиться в будущем.

Как программировать на JS?

В документе HTML в любой части (но в рамках тега <html>) прописывается тег <script> также можно прописать атрибут language (язык) (<script language="javascript">), но он является устаревшим и может не использоваться и атрибут type (тип) (<script type="text/javascript">), но в отличии от атрибута language его стоит использовать. Внутри этого тега прописывается код JS и этот код обрабатывается интерпритатором (обработчиком).

Также код можно прописать в текстовом документе и сохранить с расширением .js (название.js), а потом указать путь к коду через атрибут src (<script src="[путь к файлу]/название.js">). Это часто применяется программистами, чтобы не прописывать весь код HTML, CSS (его тоже можно прописать отдельным документом через тег <link> с указанием ссылки через атрибут src в теге <head>) и JS в один документ. Также это удобно тем, что можно разделить места, где разные коды (или один код) JS будут использоваться в HTML документе.

Переменная

Большинство данных, используемых при программировании, хранится в переменных. Каждая переменная в JS - это объект. Объект - это ячейка хранения информации, которая может содержать как одну запись, так и несколько. Например переменная x = 10 - это переменная целого числа (integer), а x = "Hello" - это переменная строки (string). Java Script имеет свою особенность в области переменных: тип переменной можно не указывать при создании переменной, а значения, которые она может принимать не ограничиваются начальным. Если Вы не сильно разбираетесь в программировании, то вот пример из языка C++:

...
int x = 10;
x = "Hello";
...

Уже на этой части обработчик выдаст ошибку, потому что переменная x была объявлена как целое число (подчёркнутое int), а потом ей было присвоено значение строки. Это как в отдел для учебников по математике положить учебник русского языка - неправильно. Но JS в идентичном коде ошибку не выдаст из-за своей особенности. Так как задать переменную в Java Script? Для начала её всё же стоит объявить:

<script>
var x;
</script>

На этом участке кода мы "просим" обработчик выделить нам память под переменную x. Далее можно уже дать ей значение. Рассмотрим несколько примеров:

var integer;
var float;
var string;
var boolean;
integer = 999;
float = -123.456;
string = "abcdEFGH&*()";
boolean = false;

! После каждой команды в JS стоит ставить запятую, дабы дать понять обработчику, где заканчивается одна команда и начинается новая

В приведённом выше участке кода мы задаём четыре одинаковые переменные и присваиваем им значения. После того, как им были присвоены значения, переменные стали различны друг от друга, но до того момента, пока мы им не присвоим одинаковые значения (например разные целые числа). Integer (сокр. int) - целое число (может быть отрицательным), float - число с плавающей точкой (тоже может быть отрицательным), string - строка или, проще говоря, набор символов, ограниченных кавычками (' или ") и boolean (сокр. bool) - логическая переменная, принимающая значения true (правда) и false (неправда). Это далеко не все типы данных, но другие мы рассмотрим позже.

Вышеприведённый код можно значительно сократить:

var int = 999, float = -123.456, string = "abcdEFGH&*()", bool = false;

Многие программисты прибегают к такому типу записи, чтобы сокращать время написания кода и его количества. С одной строки много не убудет, но часто количество строк кода JS может переваливать за тысячи и даже десятки тысяч... Ну, сами понимаете.

Название переменных может начинаться только с латинских букв, знака доллара "$" или нижнего подчёркивания "_", а после первого символа могут использоваться ещё и цифры.

Что же, на этом пока хватит, это только первый урок, введение в огромный мир Java Script, но это может послужить Вам началом дальнейшего развития.

Практика.

Используя метод document.write() попробуйте задать несколько переменных и вывести их на экран.

document.write("Hello");

Строчка выше выведет на экран слово Hello, но "Hello" в скобках можно заменить на название переменной. Попробуйте также вывести значение undefined (не текст, а значение!) самостоятельно, без сторонней помощи. Удачи!