Дело было пару лет назад. Авиакомпания Air Serbia значительно демпинговала цены на перелеты в Черногорию из России, поэтому выбор был сделан в пользу этого перевозчика. Помимо низкой цены, приятной была и продолжительная дневная пересадка в столице Сербии - Белграде. Планировалось, что 16-ти часов будет вполне достаточно для мимолетного знакомства со страной и её политическим центром.
Однако количество геморроя, производимого Air Serbia для своих пассажиров, несколько перекрыло достоинства такого маршрута. Систематические задержки рейсов, морально устаревший авиапарк, потеря багажа, но не об этом сейчас речь. Так получилось, что рейс Тиват - Белград был задержан на 5 часов, поэтому на прогулки по столичным улицам оставалось всего 10 часов, чего оказалось достаточно, но уж совсем впритык.
По прибытию в аэропорт Николы Тесла, бабушка с фиолетовыми волосами, быстро всем наляпала штампиков, благо самолет был совсем маленький (ATR-72). Мы тут же отправились поменять деньги и на городской шаттл А1, который собирает пассажиров прямо у выхода из здания аэровокзала. Автобус идет в самый центр города с остановками на ЖД вокзале и автовокзале, а конечным пунктом является храм Святого Саввы. Если не ошибаюсь билет стоил 300 динар (2,7 евро). Расстояние от аэропорта до центра Белграда — 18 км, в пути 40 минут.
Первые впечатления от пригорода Белграда были весьма положительными: ровные современные дороги, кругом засаженные поля и небольшие лесопарки. Все очень даже цивильно. Однако как только мы въехали в цент, так сразу были поглощены серостью красок этого города.
Полуразрушенные здания, стены которых пробиты пулями, как решето; поваленные металлические ограждения; и почему-то толпы людей. С первого взгляда, город мне не понравился, и я стал всерьез задумываться на тему того, что буду тут делать весь день.
И, действительно, когда автобус приехал на конечную остановку (площадь Славы), я даже не понял, что это центр город. Просто какая-то площадь, кругом невысокие, но грузные дома, и глазом не за что зацепиться.
Знаменитого храма не было видно. Город олицетворял грустную и местами скучную картину. Из благополучного евро-социума Будвы, Жабляка и Колашина я переместился в полу-азиатский, полуцыганский, полузапущенный город.
Казалось, что на сей раз сюжеты телепроекта "Орел и решка" были даже не преувеличены. Оставалось лишь искать места любопытные взгляду. С этой задачей мне помогла разобраться небольшая компания студентов, которые провели меня к знаменитому собору.
За распросами и разговорами, я и не заметил как мы вышли к храму. От неожиданности я обомлел в ту же секунду. В глаза сразу бросился неовизантийский стиль.
Собор Святого Саввы считается главным сербским храмом. По площади ему тоже нет равных (7500 кв.м.). Знающие люди говорят, что во время религиозных праздников храм способен вместить 12000 человек. По версии портала balkan.pro это самый большой православный храм в мире.
Начало возведения собора датируются далеким 1894 годом. Место было выбрано не случайно: здесь турками были сожжены мощи Святого Саввы. Строительство было завершено после падения социалистического режима. Однако и на сегодняшней день ведутся работы по внутренней отделке.
Перед храмом разбит ухоженный парк, на территории которого можно найти памятник Святому Савве. Это место является излюбленным местными жителями, тут их было очень много. Если верить картам, то весь центр Белграда состоит из парковых зон.
На одной территории с таким духовным гигантом соседствует малая православная церковь Святого Саввы. Никаких золотых куполов и пр., а смотрится весьма интересно и красиво.
Фотографиями не передать того удовольствия, которое довелось мне испытать в этом месте. Это был другой Белград, не тот, что мне приходилось видеть из окон автобуса. Конечно, это был большой плюс, и я уже был рад, что судьба подарила возможность оказаться в этом месте. Тем не менее, надо было двигаться дальше. Я вернулся обратно на площадь, куда привез меня автобус, а оттуда отправился в сторону парка Ташмайдан.
Это очень простенький парк, над которым величественно возвышается церковь Святого Марка. Кстати, по соседству расположена русская православная церковь.
В основном тут отдыхают местные жители. Молодые люди устраивают пробежки, пожилые люди на лавках обсуждают последние новости, а дети качаются на таких вот качулях.
Парк примечателен большим количеством странных скульптур, о смысловом посыле которых, далеко не всегда можно догадаться.
И каково было моё удивление, когда после такого разнообразия мысли скульптора, я увидел памятник бывшему президенту Азербайджана Гейдару Алиеву.
Несмотря на простоту парковой зоны, запомнилась она неоднозначностью и непонятностью своего содержимого. Церкви, качели, странные композиции и Гейдар Алиев...
Сразу за церквью Святого Марка расположено Главное здание почты Сербии (Пошта)
и здание правительства Сербии.
В центре города очень красиво, мне тут было очень приятно находиться. Все здания на центральной улице отремонтированы и словно начищены до лоска, но стоит лишь свернуть на соседнюю улицу, то фасады всех зданий, мягко говоря, пожеваны временем, но так сложилось исторически.
Удручило меня ещё и то, что все здания в городе беспощадно исписаны маркерами и баллончиками с краской. Это не граффити, а именно тупые надписи черной краской. По словам местных жителей правительство с этим совсем никак не борется. По всей видимости, здешней молодежи совсем заняться нечем.
Минуя все центральные правительственные здания, я отправляюсь к местному Арбату, именуемому улицей Кнезя Михаила. Первые туристы начинают встречаться именно тут.
Здесь очень много пунктов обмена валюты и в основном представлены кафе и магазины. Здания построены в 80-ых годах XIX века, под архитектурым влиянием Будапешта и Вены. Это и выделяет местный Арбат от других мест Белграда. Каких-то других примечательных объектов и признаков, я не запомнил.
Ко мне пару раз подходили подвыпившие мужики. С виду они были вполне работоспособны, но раз за разом они просили денег на пиво. Честно, но глупо и странно.
Говорят, что город зародился именно на этом месте: здесь был центр римского поселения Сингидунум.
Улица Кнезя Михаила упирается в парк Калемегдан и белградскую крепость - главную историческую достопримечательность одноименного города.
Правда, сейчас калемегданом называют и парк перед крепостью, и саму белградскую крепость. Крепость состоит из двух частей: на плато расположена верхняя часть, затем идет резкий спуск к подошве холма, и там, возле Дуная, находится нижняя часть крепости. Выстроена крепость из кирпича.
Это место было эпицентром множества сражений, разрушений и возрождений. Кто только не захватывал эту крепость и соответственно власть над городом. А после того, как в 1918 году Белград был провозглашен столицей, начались бомбежки со стороны союзников, немцев и американцев.
Именно здесь в 1867 году турки признали свое окончательное поражение и передали город сербам.
По крепости придётся лазать, а не гулять. Здесь очень много спусков и подъёмов, но это реально самое интересное место в Белграде. Со смотровых площадок открываются интересные виды на Дунай.
Внутри старина облагораживает и формирует благоприятные впечатления.
Дело близилось к вечеру, поэтому уже наступала пора возвращаться к площади Славия, чтобы отправиться в аэропорт.
По дороге встретил парочку колоритных персонажей
и памятник Николаю II.
День пролетел незаметно. Вместе с закатом в Белграде начинался закат моего путешествия. Я сижу на центральной площади, перебирая последние 300 динар мелким разменом. Их приготовил на автобус в аэропорт, который, по всей видимости, задерживался. Какой-то безумный таксист предложил свои услуги всего за 300 динар (2,7 евро). И я даже рискнул сесть в машину подозрительного незнакомца в новом для меня городе. Дорога в аэропорт получилась чрезвычайно романтичной. Яркий закат, ожидание предстоящего полета и мысли о будущем.
В аэропорту ждала очередная часовая задержка, но это было не так страшно, ибо стыковка в Москве составляла 3 часа 20 минут. Ночной перелёт прошёл благополучно. Буквально, успели сесть до начала буйства стихий в Московской области.
Краткий итог: лучший вариант посещения Белграда - продолжительная стыковка на пути следования. Специально в Белград я бы не полетел. Достопримечательностей, как видите, в городе немного, а вкусно покушать можно в других городах и странах. В помощь транзитным пассажирам предлагаю карту следования по местам, которые были описаны в этом отчете. Приятных путешествий!