Найти тему
Богословие и жизнь

Ветхий Завет - откровение злого бога?

Войдя в мир, христианство подверглось нападкам внешним и внутренним. Внешние нападки - гонение со стороны языческого Рима, внутренние - нападки со стороны различных еретиков: иудействующих, гностиков. Во втором веке на арену церковной жизни выступил Маркион - сын синопского епископа. Первоначально Маркион был верным чадом Церкви, который даже отличился обширной благотворительностью. Однако же в историю он вошел как создатель одноименной ереси - маркионитсва.

Суть мировоззрения Маркиона сводилась к следующему: Бог, явленный в Иисусе Христе, - это бог благой, который до этого времени не открывал себя в истории; творец же мира - злой бог, именно он является богом еврейского народа, о котором говорится в Ветхом Завете. Этой злой бог - есть бог жестокий, справедливый каратель, у которого нет ни крупицы любви к людям. Поэтому, считал Маркион, Церкви нужно отвергнуть все священные тексты иудеев. Это положение Маркион реализовал на практике, однако же он не только отверг ветхозаветные книги, но и подверг редакции книги новозаветные. Так, из четырех Евангелий он оставил только одно - Евангелие от Луки, из которого были исключены все ссылки и цитаты на Ветхий Завет. Также Маркон поступил и с Посланиями апостола Павла, которые он принимал.

-2

Против лжеучения Маркиона восстали многие святые Отцы и церковные писатели. Стоит отметить священномученика Иринея Лионского, Тертуллиана, Оригена, Климента Александрийского, Епифания Кипрского. Против лжеучения Маркиона произнес ряд слов и свт. Иоанн Златоуст. Впоследствии положения этого лжеучения разделяли такие еретические группы как богомилы, катары. Однако же, как говорит премудрый Соломон, в мире нет ничего нового под солнцем, все новое, как известно, это хорошо забытое старое. Поэтому, сегодня в православной среде можно встретить утверждения о том, что Бог есть только любовь, что Он никого не наказывает, что Он всех введет в рай, что читать Ветхий Завет не нужно и даже вредно, что Бог в Ветхом Завете не имеет никакого отношения к тому, каким себя явил Иисус Христос.

-3

Святые Отцы говорят о том, что Бог в Новом Завете предписывает человеку еще более строгие правила, чем это было во время ветхозаветного этапа домостроительства нашего спасения. Так, в Ветхом Завете сказано не убей, а в Новом Завете сказано не гневайся напрасно. Святые Отцы говорят о том, что все явления Бога в Ветхом Завете были явлениями Бога Слова, Второй Ипостаси Святой Троицы. Как в Ветхом так и в Новом Завете явлен Один и Тот же Бог - Бог любящий и Бог правосудный, который справедливо наказует и безгранично милует. Священные Писания Ветхого Завета являются Откровением Божиим, поэтому тот, кто отвергает эти тексты - отвергает Бога, давшего их.