Когда за съемки фильма берутся профессиональные режиссеры, они продумывают каждую мелочь. Например, вместо долгих ненужных панорамных планов или затянутых диалогов (узнаете в этих фразах российское кино? правильно!) они покажут вам интересную деталь, которая передаст атмосферу и антураж. Вот, обратите внимание на эти кадры:
Капитан Миллер безалаберно сует грязным пальцем в рот рядового Мелиша и забирает жевательную резинку, чтобы с ее помощью прикрепить зеркало к штыку.
На втором плане Мелиш рядом с десантником, которого знает без малого всего лишь сутки, и когда тот просит у него жевательную резинку, он отдает ему часть своей, зажёванной, изо рта. Не брезгуя этим, десантник отправляет подарок себе в рот.
Все это не просто деталь или каприз художника. Эти кадры демонстрируют нам, как в тяжелые времена войны между бойцами возникает братская дружба, из-за которой стираются обычные рамки брезгливости. Это не мирная жизнь, это война, где перед бедой забываешь нормы приличия. И Спилберг обозначил это всего лишь двумя секундными фрагментами.
В философию фильма Стивен Спилберг внес обязательные элементы реалистичности. С первой же сцены зритель приковывает свое внимание к картине, благодаря реалистичным фрагментам кровавой бойни. Обратите внимание, как создатели картины не жалели реквизит. Кровь до ужаса натуралистична (это не розовая свекольная кровь, используемая в отечественных фильмах), на верхнем кадре мы видим как у раненного выпала левая почка!
Следующий кадр показывает, как близко порою бывает смерть, и как хладнокровно ее игнорировали бойцы. Рядом с капитаном Миллером мертвый радист, который еще минуту назад слушал и передавал его сообщения. Вот она, настоящая война, которую пережили наши деды. Вот что передает Спилберг - хладнокровие, которое граничит с безразличием. Именно граничит, потому что после кульминационных боев каждый боец переживает потери по своему.
Религиозность. Этой теме посвящены несколько подряд идущих кадров. Это и молитва снайпера, исповедь умирающего каппелану, поцелуй нательного креста...
Религия это то, что спасло тогда моральный дух многих солдат американской армии. И оставлять незамеченным этот факт, нарочито проигнорировав его, было бы неправильно.
Некоторые кровавые сцены должны были происходить "на ходу". Мы их не видим, но они присутствуют в фильме, и остаются в нашем подсознании. Как например, попадание пули в лицо солдата, оставляющее на этом месте кровавое месиво. Без такого антуража близости смерти фильм бы, конечно, все равно бы удался. Но только благодаря таким деталям, зритель хочет смотреть кинокартину снова и снова.
Не будь на берегу этих оглушенных взрывами рыб, мы бы и не заметили это упущение. Но опять-таки, тот самый антураж, который до мельчайших деталей должен передавать войну, присутствует даже в такой маленькой детали. От рук фашистов гибли не только люди - гибло все живое!
После захвата участка берега "Омаха" в Нормандии проходит несколько дней. В фильме они пропущены, но из диалога капитана Миллера с вышестоящим начальством мы понимаем, что отряд Миллера уже прочесал зону далеко вперед от берега и обозначил на карте минные противотанковые поля. Миллер уставший, немытый и голодный.
Когда капитан Миллер приходит во временный штаб, он видит, как штабные наливают себе густой кофе и между делом жуют аппетитные бутерброды. Армейская выдержка не позволяет капитану подать вид, что он хочет бутерброд. Но мы видим, как он голоден, как он обращает внимание на пищу. Становится ясно, что он давно не ел, а значит, не ели и его солдаты. Он мог бы выпить чашку ароматного кофе, но он этого не сделает, потому что его место вместе со своими бойцами.
Когда смотришь эти сцены снова и снова, анализируешь, сравниваешь, то понимаешь, что режиссер сложил уйму времени и сотню пудов усилий не только в боевые сцены, но и в сцены между кровавыми перестрелками.
Пересмотрите фильм. Не кульминационные моменты, а то, что между ними. Это действительно заставит вас задуматься. Это и есть философия и антураж от Спилберга.
Читайте далее:
Из какого оружия стреляли герои фильма "Спасти рядового Райна"? Очерки оружейной истории.