В связи с наступлением очередного сезона круглосуточного прокручивания по ящику фильмов про войну крайне любопытно сравнить наше "старое" и "новое" кино. Вряд ли что- то лучше показывает направление трансформации темы Великой Отечественной войны в мозгах приближенно-фрондирующей корпорации "творцов и художников" (ТМ) и курирующего ее теле- и киноначальства.
Обратимся для этих целей к
старому (70 г) советскому многосерийному фильму "Обратной дороги нет" и снятому спустя почти 40 лет по тому же сценарию сериалу "Исчезнувшие".
В фильме идет речь о рейде небольшой группы партизан в тылу врага с целью отвлечь немцев от подготовки восстания в лагере военнопленных и параллельно выявить предателя с своих рядах.
И то, и другое чистый триллер (если бы, конечно, в 70 году знали, что это такое), напряженный саспенс которого вряд ли позволит вам оторваться от экрана.
Только вот...
1. Вместо одного предателя в новом фильме появляются два.
2. Тщательно убраны ВСЕ сцены, где местные помогают партизанам и с риском для себя выручают их из безнадежных ситуаций.
3. Напротив - все полицаи, предатели и дезертиры показаны "с пониманием ситуации" (если не с симпатией).
4. Название изменено на "исчезнувшие". Почему предполагается, что партизаны стали исчезнувшие?
В результате героическая и трагичная история о подвиге вооруженного народа против захватчиков превратилась в рассказ о карательном походе группы террористов по враждебно настроенной территории.
И особенно комично в этой ситуации выглядит попытка представить этих партизан-карателей героями. С чего они герои, если всем только мешают? А ни с чего! "Так положено!..
Примерно такова и есть разница между двумя поколениями русского военного кино в головах его "творцов и художников" (тм) (условных серебренниковых-бондарчуков).
В преддверии 9 мая она будет не раз бросаться в глаза внимательному и трезвому зрителю...