«Мы формируем наши здания, а потом наши здания формируют нас» - размышлял Уинстон Черчилль в 1943 году, рассматривая ремонт разрушенной бомбой палаты общин.
Более 70 лет спустя, он, несомненно, с удовольствием бы узнал, что нейробиологи и психологи нашли множество доказательств, чтобы поддержать его.
Теперь мы знаем, например, что здания и города могут влиять на наше настроение и благополучие, а специализированные клетки в области гиппокампа нашего мозга настроены на геометрию и расположение пространств, в которых мы живем.
Тем не менее, городские архитекторы часто уделяли мало внимания потенциальным когнитивным эффектам своих творений на жителей города. Необходимость разработки чего-то уникального и индивидуального имеет тенденцию переоценивать соображения о том, как это может повлиять на поведение тех, кто будет жить с ним. Это может измениться.
«Есть некоторые действительно хорошие (основанные на доказательствах) рекомендации» о том, как создавать удобные для пользователя здания, говорит Рут Дальтон , которая изучает архитектуру и когнитивную науку в Университете Нортумбрии в Ньюкасле.
«Многие архитекторы предпочитают игнорировать их. Почему ?"
Сегодня, благодаря психологическим исследованиям, у нас есть гораздо лучшее представление о том, какие городские среды нравятся людям или их привлекают.
Недавно прошедшая Конференция «Сознательные города» в Лондоне рассмотрела вопрос о том, как когнитивные ученые могут сделать свои открытия более доступными для архитекторов. В конференции приняли участие архитекторы, дизайнеры, инженеры, нейробиологи и психологи, все из которых все чаще пересекают пути на академическом уровне, но все же редко на практике.
Один из докладчиков конференции, Элисон Брукс, архитектор, специализирующийся на жилье и социальном дизайне, сказал американскому каналу BBC Future, что психологические состояния могут разниться в зависимости от того, каким образом строятся города. «Если наука может помочь профессии дизайнера оправдать ценность хорошего дизайна и мастерства, это будет очень мощный инструмент, который, возможно, изменит качество построенной среды», - говорит она.
Более широкое взаимодействие заинтересованных лиц, чиновников и архитекторов могло бы, например, уменьшить шансы повторить такие архитектурные истории ужасов, как жилой комплекс Pruitt-Igoe (Пруитт-Игоу) 1950 - х годов в Сент-Луисе, штат Миссури, чьи 33 безликих жилых квартала, спроектированные Минору Ямасаки (так же отвечавший за здания Всемирного торгового центра) - быстро стали известны своей преступностью, убогой и социальной дисфункцией.
Критики утверждали, что широкие открытые пространства между блоками модернистских высот не поощряли чувство общности, особенно когда уровень преступности начал расти. В 1972 году они были уничтожены.
Пруитт-Игоу не был выброшен. Отсутствие поведенческой проницательности за модернистскими жилищными проектами той эпохи, с их чувством изолированности от более широкого сообщества и непродуманных общественных пространств, заставили многих из них почувствовать, по словам британского грабежа художника Тини Темпа, который вырос в один, как если бы они были «предназначены для вас не для успеха».
Сегодня, благодаря психологическим исследованиям, у нас есть гораздо лучшее представление о том, какие городские среды нравятся людям или их привлекают. В некоторых из этих исследований были предприняты попытки измерить физиологические реакции субъектов на месте с использованием носимых устройств, таких как браслеты, которые контролируют проводимость кожи (маркер физиологического возбуждения), приложения для смартфонов, которые задают вопросы об их эмоциональном состоянии, а также гарнитуры электроэнцефалограммы (ЭЭГ), которые измерять деятельность мозга, связанную с психическими состояниями и настроением.
«Это добавляет слой информации, к которому в противном случае трудно попасть», - сказал Колин Эллард , который исследует психологическое влияние дизайна в Университете Ватерлоо в Канаде. «Когда мы спрашиваем людей об их стрессе, они говорят, что это не имеет большого значения, но когда мы измеряем их физиологию, мы обнаруживаем, что их ответы не совпадают с графиками. Трудность состоит в том, что ваше физиологическое состояние - это то, которое влияет на ваше здоровье ». Присмотревшись к этим физиологическим состояниям, можно пролить свет на то, как дизайн города влияет на наши тела.
Одним из наиболее последовательных выводов Эллардаявляется то, что люди сильно пострадали от строительства фасадов. Если фасад является сложным и интересным, он позитивно влияет на людей; отрицательно, если это просто и однообразно. Например, когда он прошел группу предметов мимо длинного фасованного копченого стекла магазина Whole Foods в Нижнем Манхэттене, их состояния возбуждения и настроения заняли погружение, согласно показаниям браслета и эмоциям на месте. Они также ускоряли свой темп, как будто спешили из мертвой зоны. Они значительно поднялись, когда они дошли до ресторанов и магазинов, где (неудивительно) они сообщили, что чувствуют себя намного более живыми и занятыми.
Писатель и городской специалист Чарльз Монтгомери , который сотрудничал с Эллардом в своем исследовании в Манхэттене, сказал, что это указывает на «новую катастрофу в уличной психологии». В своей книге «Счастливый город» он предупреждает: «Поскольку загородные ритейлеры начинают колонизировать центральные города, блок за блоками зданий и магазинов в стиле« брик-а-брак »и« мама-поп-вс »заменяется пустым холодным пространством, которое эффективно отбеливает уличные грани дружелюбия ».
Еще один повторный вывод состоит в том, что доступ к зеленому пространству, например, к лесу или к парку, может компенсировать стресс от городской жизни.
Городская жизнь может изменить мозговую биологию у некоторых людей
Ванкувер, который регулярно отслеживается как один из самых популярных городов для жизни, сделал это благодаря своей политике в центре города, направленной на обеспечение того, чтобы жители имели достойный вид на горы, лес и океан на север и запад , Как и восстановление, зеленое пространство улучшает здоровье. Исследование населения Англии в 2008 году показало , что последствия для здоровья неравенство, которое имеет тенденцию к увеличению риска сердечно - сосудистой заболеваемости среди тех , пониже социально - экономического масштаба, гораздо менее выражены в зеленых зонах.
Как так? Одна из теорий заключается в том, что визуальная сложность природных условий действует как своего рода психический бальзам. Это соответствовало бы выводам Элларда в центре Манхэттена, а также экспериментувиртуальной реальности 2013 года в Исландии, в котором участники рассматривали различные жилые уличные сцены и находили тех, у кого самые архитектурные вариации были наиболее мыслящими. Другое исследование VR , опубликованное в этом году, показало, что большинство людей чувствуют себя лучше в комнатах с изогнутыми краями и округлыми контурами, чем в прямоугольных комнатах с острыми краями - хотя (возможно, возможно) ученики дизайна среди участников предпочли противоположное.
Важность городского дизайна выходит далеко за пределы хорошей эстетики. Ряд исследований показал, что рост в городе удваивает шансы кого-то, кто развивает шизофрению, и увеличивает риск других психических расстройств, таких как депрессия и хроническая тревога.
Главный триггер, по-видимому, является тем, что исследователи называют «социальным стрессом» - отсутствием социальной связи и сплоченности в окрестностях. Андреас Мейер-Линденберг из Гейдельбергского университета показал, что урбанистическая жизнь может изменить мозговую биологию у некоторых людей, что приводит к уменьшению серого вещества в правой дозолатеральной префронтальной коре и передней кореальной коре головного мозга, в двух областях, где изменения ранее были связаны с ранними - жизненный стресс.
Это звучит нелогично: конечно, количество людей делает социальное взаимодействие более вероятным. Хотя это может быть правдиво поверхностно, вид значимых социальных взаимодействий, которые имеют решающее значение для психического здоровья, не бывает легко в городах. Социальная изоляция в настоящее время признана городскими властями главным фактором рискамногих болезней. Можно ли проектировать против него, строить таким образом, чтобы поощрять соединение?
Одним из первых, кто пытался попробовать, был социолог Уильям Уайт , который советовал градостроителям организовывать объекты и артефакты в общественных местах способами, которые подталкивали людей физически ближе друг к другу и делали его более вероятным, чтобы они разговаривали друг с другом, процесс, который он называл «триангуляцией» ».
Визуальная сложность природных условий действует как своего рода психический бальзам.
В 1975 году проект для общественных пространств , основанный одним из коллег Уайта, изменил то, как люди использовали Рокфеллер-центр в Нью-Йорке, разместив скамейки рядом с тисными деревьями в своем подвальном помещении (вместо людей, отталкивающих шипы, которые руководство изначально хотел). Архитектурная фирма Snohettaследовала аналогичному принципу на Таймс-сквер, представляя длинные скульптурные гранитные скамейки, чтобы подчеркнуть, что знаковое пространство, когда-то забитое автомобилями, теперь является пристанищем для пешеходов.
Обогащение общественных пространств не будет изгнать одиночество из городов, но это может помочь, если жители почувствуют себя более занятыми и комфортными в своем окружении. «Жизнь среди миллионов незнакомцев - очень неестественное положение вещей для человека», - говорит Эллард. «Одна из задач города - решить эту проблему. Как вы строите общество, где люди относятся друг к другу любезно в такой обстановке? Это более вероятно, когда люди почувствуют себя хорошо. Если вы чувствуете себя уверенно, вы с большей вероятностью поговорите с незнакомцем ».
Одна вещь, которая гарантированно заставит людей чувствовать себя отрицательно в отношении жизни в городе, - это постоянное чувство утраты или дезориентации. В некоторых городах легче ориентироваться, чем в других - сетчатая уличная модель Нью-Йорка делает ее относительно простой, в то время как Лондон, с его hotchpotch окрестностей, все ориентированы по-разному, и Темза, блуждающая через середину, как известно, запутывает. На конференции «Сознательные города» Кейт Джеффери, поведенческий нейробиолог из Лондонского университетского колледжа, изучающий навигацию на крысах и других животных, сделал вывод, что чувствовать себя связанным с местом, где вам нужно знать, как вещи соотносятся друг с другом пространственно. Другими словами, вам нужно знать направление. Места с вращательной симметрией, которые выглядят одинаково в зависимости от того, какое направление вы смотрите на них - например, Piccadilly Circus - это «кошмар» для ориентации, сказала она.
Одна вещь, которая гарантированно заставит людей чувствовать себя отрицательно в отношении жизни в городе - это постоянное чувство утраты или дезориентации
Внутри зданий одинаково важно чувство направления. Одним из наиболее известных дезориентирующих зданий является Центральная библиотека Сиэтла , которая завоевала множество наград за свою архитектуру. Нортумбрийский университет Далтон, который несколько лет изучал здание и редактировал книгу об этом, говорит, что она увлекательна тем, что место, которое «повсеместно восхищается архитекторами ... может быть настолько неблагополучным».
Одной из проблем с библиотекой являются огромные односторонние эскалаторы, которые охватывают посетителей с первого этажа в верхнем течении без очевидных способов спуска. «Я думаю, что архитекторы пытались попытаться превзойти ожидания и быть немного острыми», - говорит Далтон. «К сожалению, когда дело доходит до навигации, наши ожидания существуют по уважительной причине. В реальном мире очень мало ситуаций, когда вы можете перейти от A к B по одному маршруту, и вы вынуждены идти по другому маршруту от B до A. Это действительно смущает людей. «На онлайн-форуме один из пользователи библиотеки прокомментировали, что она «покинула здание, как только я смогу выяснить, как выйти, надеясь, что я не буду сначала испытывать тревогу».
Но это то, что касается городов: люди, которые живут в них, делают хорошую работу, чтобы заставить их чувствовать себя как дома, несмотря на все архитектурные и архитектурные препятствия, которые могут им противостоять, будь то в византийской библиотеке или разбросанном парке.
Очевидным проявлением этого являются «линии желаний», которые пробираются через травянистые бордюры и парки, обозначающие предпочтительные маршруты людей по всему городу. Они представляют собой массовое восстание против предписанных маршрутов архитекторов и планировщиков. Далтон рассматривает их как часть «распределенного сознания» города - общее знание того, где другие были и куда они могут пойти в будущем, - и воображает, как это может повлиять на наше поведение, если линии желаний (или «социальные тропы», как она называет их) могут быть сгенерированы в цифровом виде на тротуарах и улицах.
Она приходит к выводу, что архитекторы, нейробиологи и психологи все, похоже, согласны с тем, что успешный дизайн связан не столько с тем, как наши здания могут формировать нас, как у Черчилля, а из-за того, что люди чувствуют, что они имеют некоторый контроль над своей средой , Или, как Джеффри поместил его в Сознательные города, мы являемся «существами того места, в котором мы находимся». Добро пожаловать в новую эру нейро-архитектуры.