Нас так воспитывали, что свои чувства мы привыкли не замечать. И есть 2 способа их игнорировать: 1) подавлять и 2) не осознавая чувств, моментально действовать.
О тех, кто так действует - импульсивно, не включая, что называется, головы (сначала сделал, потом подумал) - говорят: они не умеют держать себя в руках. Почему так происходит?
Слишком быстро действуют под влиянием чувств:
- из-за возможной травмы в прошлом;
- из-за слабого, неразвитого импульс-контроля.
Травма. Непрожитая травма хранится в памяти не как обычное воспоминание, а как «пакет» – запакованы, спаяны вместе и образы, и ощущения, и чувства, и моторные реакции.
Триггер (спусковой крючок, зацепка – нечто, напоминающее о ситуации травмы) запускает весь пакет. Так, солдат, прошедший войну, бросается на землю от неожиданного резкого звука, потому что он напоминает об обстреле ("пакет": звук + значение угрозы + реакция, поведение, направленное на спасение, и др.).
Слабый импульс-контроль (трудность совладать со своими инстинктивными побуждениями, невозможность ими управлять) может быть и следствием органических проблем. Если они исключены, то можно думать о сложившихся в детстве автоматизмах.
У ребенка не развивается гибкий, адаптивный импульс-контроль, когда его воспитывают в попустительском (все позволено) или, наоборот, в жестко авторитарном стиле (все запрещено): и в том и в другом случае нет условий для развития здорового самоконтроля. Бывает, что два этих стиля воспитания, попустительский и авторитарный, причудливо, хаотично сочетаются: нестабильный (например, пьющий) родитель то всё позволяет, то за малейшую ошибку жестко осекает.
Людмила Петрановская в этом интервью хорошо рассказывает о том, как формируется здоровый, гибкий контроль импульсов:
- сначала мы обнимаем ребенка, которого «разносят» сильные чувства,
- потом (примерно с 6 лет) он обнимает себя сам (начинает в буквальном смысле держать себя в руках: обнимать, охватывать руками плечи во время сильных переживаний),
- потом этот процесс постепенно интериоризируется – то есть становится внутренним, и взрослый человек обычно не дерется и не кидается на других, испытывая злость и обиду, а научается, не подавляя, проживать и выражать свои чувства и потребности иначе (хотя, конечно, срывы бывают у всех).
Хороший импульс-контроль в основе имеет смешанные чувства: «Да, понимаю, ты этого хочешь, но подожди»; или: «…хочешь, но, увы, нельзя» (не путать с «мало ли чего ты хочешь, перебьешься!»).
И это позволяет искать разные формы удовлетворения потребности, откладывать удовлетворение или оплакивать в любящих руках его невозможность.
***
Получается, что действовать слишком быстро (и гасить чувства, и действовать под их влиянием) обычно редко бывает полезным.
Но если вы замечаете это в себе, не спешите исправлять, ведь слишком быстро поругать себя за «неправильный» способ – это наверняка продолжение того же процесса...
Лучше отнестись здесь к себе заботливо и внимательно. С пониманием, что способ жить, даже мешающий, когда-то был способом выжить.
Ирина Рёбрушкина, гештальт-терапевт
почта rebrushkina@list.ru, телефон (903)137-74-42