Найти тему
Валерий Грачиков

Героизм с печальным финалом. История последнего боя советской подлодки Щ-408

История последнего похода и гибели подлодки Щ-408 стала одной из самых драматично-героических в истории операций Балтфлота в годы Великой Отечественной войны. Она погибла в мае 1943 года во время попытки прорыва на оперативный простор после боя с немецкими быстроходными баржами. Причем в деталях судьба подлодки стала известна только в мае 2016 года, после того, как она была обнаружена поисковой экспедицией «Разведывательно-водолазной команды». До этого момента была непонятна точная причина гибели лодки, а также установлено, почему она не находится на дне в тех координатах, которые указали финны после ее затопления.

Когда началась навигация 1943 года, выяснилось, что немцы даром времени не теряли. Финский залив был перегорожен противолодочной сетью с диаметром ячеек 1 метр. Кроме того, было поставлено множество минных полей. В результате выход на оперативный простор в Балтику стал для советских подлодок почти невозможным. Но перерезать снабжение Германии железной рудой из Скандинавии было очень важно, поэтому было принято решение попытаться прорвать заградительные рубежи пятью подлодками.

Сначала в поход ушла Щ-303, но она столкнулась с мощным противодействием немцев и израсходовав все запасы, ее командир принял решение возвращаться. Так как из-за постоянной борьбы с противолодочными силами немцев, он не выходил на связь, лодку посчитали погибшей и в поход пошла Щ-408, которой командовал Павел Кузьмин.

Щ-408 смогла пройти первую линию противолодочных заграждений, но потом из-за утечки масла или топлива ее заметили с финского самолета, а кроме того получилось так, что курсы возвращавшейся Щ-303 и шедшей вперед Щ-408 почти пересеклись около острова Вайндло. На хвосте у Щ-303 сидели противолодочные корабли немцев. В результате три быстроходные баржи начали преследовать Щ-408.

Преследование привело к тому, что на лодке заканчивался запас батарей и воздуха. В 2:50 ночи 22 мая 1943 года «Щука» всплыла в прямой видимости немецких кораблей и начала с ними артиллерийский бой. По отчетам немцев они попали в носовую часть лодки и около кормового орудия, причем после того, как он попали в район кормового орудия и его прислуга попадала, на место погибших встали другие матросы и продолжили бой, добившись попадания в немецкие корабли.

Командир Щ-408 Кузьмин, после подъема на поверхность, передал в штаб радиограмму:

«Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу помощи авиации. Мое место – Вайндло».

Но авиация на помощь не пришла, согласно отчетам, не смогла пробиться. А подлодка после десятиминутного жестокого боя, по сообщениям немцев погрузилась кормовой частью вниз.

-2

Дальше немецкие быстроходные баржи сменили два финских противолодочных корабля, которые обработали место погружения большим количеством глубинных бомб. В 04:50 на поверхности воды появился большой пузырь воздуха и обломки. Щ-408 погибла, советское командование спасти гибнущую практически в прямой видимости лодку не смогло.

Далее были предприняты еще три попытки прорыва подлодками С-9, С-12 и Щ-406. Все подложки погибли с экипажами, найдены в 2013 и 2017 году. После этого попытки прорыва заграждения в Финском заливе в навигацию 1943 года были прекращены.

В 2016 году Щ-408 нашли на глубине 72 метра. Лодка лежит на дне почти на ровном киле, с приподнятой кормой, оба орудия находятся в боевом положении, развернуты на левый борт, где как раз находились немецкие корабли. Командирский перископ остался в поднятом состоянии, рубочный и аварийные люки закрыты, в рубке лежит ППШ. Повреждений от обстрела немного, есть попадания в рубку, в том месте, где должен был находиться командир. Также заметны повреждения от глубинных бомб.

Судя по обнаруженному водолазами, командир подлодки погиб во время ночного боя, об этом говорит отверстие от снаряда и оставленный ППШ.

-3

Кроме того, судя по всему подлодка не получила критических повреждений от обстрела и глубинных бомб. Более того экипаж, по всей видимости, пытался всплыть, так как кормовые цистерны продуты, а корма приподнята, хотя по описанию немцев, подлодка пошла на погружение кормой вниз. Но носовые цистерны, скорее всего, были повреждены в ходе боя, поэтому запасов сжатого воздуха и плавучести для подъема на поверхность не хватило. А те пузыри, которые видели финны, скорее всего, были попыткой продуть носовые цистерны и всплыть. Но воздуха не хватило.

Кстати, у меня появился канал в Телеграмм и Инстаграм с неплохими фотками. Заходите, подписывайтесь!