Началом истинно-христианской жизни, ее смыслом, ее дыханием, святитель Феофан считает МОЛИТВУ. У кого нет молитвы, у того нет и признаков духовных начал.
Многие молятся, но по своей духовной слепоте не в том видят сущность молитвенного духа. Другие и пожелали бы, но расхищенные умом и погруженные в мирские заботы нерадят о молитве. Наконец, есть и такие, которые сознательно не хотят молиться.
Дело молитвы, есть первое дело христианской жизни. Но не всякое совершение молитвы, не всякое молитвословие есть молитва. Стать перед иконой дома или в храме класть поклоны не есть сама молитва, а только принадлежность молитвы (т.е. что сопровождает молитву), читать молитву на память или по книге, или слушать другого читающего, еще не есть молитва, а только способ обнаружения и возбуждения молитвы.
Сама МОЛИТВА – есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу – чувство самоунижения, преданности воле Божией, благодарения, славословия, прощения ближних, сокрушения, покорности воли Божией и проч. Вся забота наша должна быть о том, чтобы во время наших молитвословий эти и подобные им чувства наполняли нашу душу. Чтобы когда язык читает молитвы, или ухо слушает, а тело кладет поклоны, сердце не было пусто, а наполнялось каким-либо чувством к Богу устремленным.
Когда есть такие чувства, молитвословие наше есть молитва, а когда нет чувств – нет и молитвы.
Кажется, что проще и естественнее для нас, как и молитва, или сердце к Богу устремленное. А между тем оно не у всех ил не всегда бывает. Его надо возбудить и возбужденное укрепить, т.е. надо воспитать в себе дух молитвенный. Первый к этому способ есть читательное или слушательное молитвословие. Совершай как следует молитвословие и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу или войдешь в дух молитвенный. Чтобы молитвословие наше сделать нам действенным средством к воспитанию молитвы, надо так совершать его, чтобы и мысль и сердце воспринимали содержание молитвы. Читай неспешно, во всякое слово вникай и мысль каждого слова до сердца доводи, т.е. понимай что читаешь и понятое чувствуй. Других правил не требуется. Эти два, понимай и чувствуй, исполненные как следует, украшают всякое молитвословие полным достоинством и сообщают ему все плодотворное действие.
Читаешь – и очисти ны от всякия скверны, почувствуй скверну свою, возжелай чистоты, с верой и надеждой взыщи ее у Господа. Читаешь – остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и в душе своей всем прости, и сердцем простившим, проси у Господа и себе прощения. Если будешь так действовать при всяком стихе молитвы твоей, то у тебя будет надлежащее молитвословие.
Входя в храм, помни, что входишь в дом Божий, потому входи тихо, скромно, не возмущая ничьего молитвенного покоя, пройдя на свое место, установись на нем в благоговейном положении, не обращая внимания на то, как и что делают другие вокруг тебя. Это внешний порядок, однако, без соблюдения его, трудно поверить, что бы кто установился в молитве как следует. Надо приложить к этому духовный труд, т.е. сосредоточиться внутри себя. Оставь все заботы и все житейские попечения за порогом храма и войди в него с душою свободную. Соберись затем вниманием своим вокруг сердца, око ума своего обрати к единому Господу, который везде есть и зрит сердце твое и начинай потом сокрушенно взывать к Нему.
Главным плодом молитвенного делания свт. Феофан считает страх Божий и сокрушение.
Непрестанно молящийся начинает ощущать присутствие Бога, ощущение может возрастать и усиливаться до ясного видения.
Непрестанная молитва уничтожает лукавство надеждою на Бога, вводит в святую простоту, отучая ум от разнообразных помыслов, от составления замыслов.
Непрестанно молящийся постоянно освобождается от мечтательности, рассеянности, суетной заботливости, многопопечительности. Постепенно уничтожает любопытство, мнительность, подозрительность. От этого люди воспринимаются добрыми, и к ним рождается любовь.