Найти тему
Баяны про стартапы

Архитектура ценности

Когда мы с командой начали работать над формированием ценностного предложения. У нас было весьма объемное описание того, какие полезные штуки мы предоставляем клиентам.

Всё это мы выписали на доску ключевыми словами и тезисами. Разбили на три ценностные группы - функциональная, эмоциональная, клиенто-ориентированная (тут имеется в виду ориентация на клиента нашего клиента). Отдельно описали финальную ценность - финансовую выгоду - рост чека, оборота, снижение потерь. В 2b2 так или иначе нужно объяснять как новое решение может повлиять на финансы.

Проблема с которой мы столкнулись - как же свернуть весь наш расчудесный продукт в ценностное предложение и представить целевой аудитории. Так много фичей, амбициозные планы и безграничный win-win для всех участников рынка.

В действительнности проблема проистекала из того, что мы несколько ошиблись в вопросе сегментирования аудитории. По сути был пройден путь трансформации понимания этой задачи. Как это часто бывает, начали с того, что выбирали какие-то общие характеристики сегментов - оборот, количество клиентов, тип предоставляемых услуг, количество сотрудников. Нельзя сказать, что это абсолютно неподходящие параметры, но они скорее второстепенные.

Со временем появилось понимание того, что сегментировать нужно по потребностям, задачам и страхам. С одной стороны кажется, что это странно, потому что мы закрываем сразу несколько из них. Но в действительности это неважно.

Каждый сегмент определяется той потребностью, которая у него самая острая или является таковой на момент получения предложения (+/- несколько дней). А дальше, если попал в эту потребность - все остальные профиты пойдут уже как усилитель. Возможно, в итоге для клиента действительно важным окажется другая функциональность продукта, другая ценность. Но решение он уже будет искать с вашей командой.

Про то, что сегментировать аудиторию нужно по потребностям и болям уже немало написано. Но чтобы это эффективно применить на практике необходимо пройти путь к осознанию.

Напоследок пара идей и практических моментов.

Юзайте эту схему, она годная.
Юзайте эту схему, она годная.

Для каждой потребности или задачи клиента создается краткое предложение, слоган, передающий суть. Чтобы его раскрыть описывается ключевой кейс, который можно реализовать с помощью продукта, по сути user journey. И в заключение - описание результата и выгод, в том числе эмоциональных.

Такую структуру мы взяли на вооружение для быстрой генерации предложений разным клиентам.

Еще я завел доску в сервисе RealtimeBoard(отличный инструмент для визуализации мыслей), где структурно описано ценностное предложение из всех компонентов - потребностей, функциональности, слоганов, в том числе Value Proposition Canvas(картинка выше). Для того, чтобы регулярно обновлять архитектуру ценности по мере поступления информации с рынка и развития продукта. По хорошему нужно добавить версионирование и дифы :)

Клиенту такую выкладку не покажешь. Но с таким инструментом удобно работать когда нужно написать коммерческое предложение или погрузить нового участника команды в продукт.