Найти тему
Философия и наука

Плотин и Ориген

III век н.э. в интеллектуальном плане, был ознаменован зарождением в Александрии Египетской двух школ, оказавших влияние на дальнейшее развитие человеческой мысли. Речь идет о неоплатонической философской школе, основателем которой стал Плотин, и об александрийской школе христианского богословия, начинателем которой явился Ориген.

Оба этих человека, согласно Порфирию, ученику Плотина, учились у одного и того же наставника, Аммония Саккаса (175-242 гг.). Аммоний происходил из бедной христианской семьи, и на том основании, что его учеником был неоплатоник Плотин, многие считают, что он отказался от христианских взглядов. Однако, если учесть, что другим его учеником был ревностный христианин Ориген, то следуя данной логике, Аммоний никак не мог быть платоником. Мало того, как Аммоний, Ориген был христианином с детства, а когда последний стал начальником огласительного училища, то и язычники и христиане приходили к нему на равных правах, и вели беседы. Вероятно, это было настолько интересно, что христианский святой Григорий Чудотворец называл училище Оригена интеллектуальным раем. Можно, конечно, отрицать то, что Порфирий указывает именно на того Оригена, автора труда "О началах", что и делают многие. Но автор статьи полагает, что данное отрицание базируется на понятиях о принципиальных различиях между неоплатонизмом и христианством, которые, хотя и имеются, на самом деле не столь строго очерчены, как то представляется. Иными словами для язычника-неоплатоника и христианина вполне могло существовать общее поле интересов. Этим и объясняется глубокое взаимопроникновение этих двух учений друг в друга.

Аммоний Саккас
Аммоний Саккас

Для человеческой мысли Плотин и Ориген были особо значимыми фигурами III века. Но какие взаимоотношения были, или могли бы быть между этими двумя гениальными и великими людьми?

Церковный историк Евсевий Кесарийский в своем труде "Церковная история" (VI, приводит слова Порфирия, оппонента христиан, об Оригене:

" Он был учеником Аммония, который в наше время преуспевал в философии; Аммоний ввел его в науку и многое ему дал, но в выборе жизненного пути Ориген свернул на дорогу, противоположную дороге учителя: прошел совсем по иному пути.

Аммоний был христианином и воспитан был родителями-христианами, но, войдя в разум и познакомившись с философией, он перешел к образу жизни, согласному с законами. Ориген – эллин, воспитанный на эллинской науке, – споткнулся об это варварское безрассудство, разменял на мелочи и себя, и свои способности к науке.

Жил он по-христиански, нарушая законы. О мире материальном и о Боге думал как эллин, но эллинскую философию внес в басни, ей чуждые. Он жил всегда с Платоном, читал Нумения, Крония, Аполлофана, Лонгина, Модерата, Никомаха и писателей, известных в пифагорейских кругах. Пользовался книгами Херемона стоика и Корнута; узнав от них аллегорическое толкование эллинских мистерий, он применил его к иудейским писаниям".

Тут Порфирий исповедует мнение. уже упомянутое выше, о том, что Аммоний изначально был христианином, но потом перешел к платонизму. Про Оригена же он пишет, что тот совершил противоположный путь. Евсевий отрицает и то и то. Он пишет далее:

"Он правильно говорит о воспитании и широкой образованности Оригена, но явно лжет (чего бы и не насказать врагу христиан!), будто Ориген обратился из эллинов, а Аммоний после благочестивой жизни впал в язычество.

Ориген хранил от предков унаследованную христианскую веру (на это я уже указывал); Аммоний до последнего часа держался чистого и совершенного Божественного любомудрия, о чем и доныне свидетельствуют его труды, которые широко его прославили, например, его книга "О согласии Моисея с Иисусом" и другие, которые можно найти у любителей истины".

Утверждение Евсевия насчет лжи Порфирия, конечно, чрезмерно эмоционально и оценочно. Но это не отрицает и того факта, что Порфирий мог попросту не знать подробностей жизни Оригена (которого, впрочем, встречал), и тем паче Аммония, которого не встречал.

Ориген
Ориген

Интересен еще один эпизод, так же приводимый Порфирием, в контексте реакции Плотина на двух других философов:

«Когда ему прочли “О началах” и “Любителя древности” Лонгина, он сказал: “Лонгин – филолог, но никак не философ”. А когда к нему на занятие как-то пришел Ориген, он весь покраснел и хотел встать с места; Ориген просил его говорить [дальше], но он заявил, что решимость ослабевает, когда говорящий видит, что обращается к тем, кто уже знает, что он намерен сказать. И после этой краткой беседы он поднялся [и закончил занятие]».

И, наконец, третье место, которое невозможно обойти стороной, так же из Порфирия:

«После того, как Геренний, Ориген и Плотин заключили договор ничего не раскрывать из учений Аммония, которые тот им разъяснил на своих уроках, Плотин так же, [как и другие,] придерживался [его], пусть и занимаясь с некоторыми из приходивших [ к нему], но храня в тайне учения Аммония. Когда Геренний первым нарушил договор, за Гереннием последовал Ориген. Впрочем, он не написал ничего, кроме сочинения “О демонах” и – при Галлиене – “О том, что только Царь – Творец”. Плотин же еще долгое время ничего не писал, ведя устные беседы на основе занятий Аммония»

Плотин
Плотин

При анализе данных фрагментов, ученые пришли к так называемой проблеме двух Оригенов, создав гипотезу о существовании Оригена-христианина и Оригена-язычника. Но даже если это так, с чем не согласен автор статьи, тем не менее это не исключает факта знакомства между собой Оригена и Плотина. а также обучения их у одного и того же учителя - Аммония Саккаса, что не может не радовать тех читателей, которые получают истинное интеллектуальное удовольствие как от чтения "О началах", так и от прочтения "Эннеад".