Я продолжаю знакомить вас с Китаем! Я влюбилась в эту страну и мне кажется влюбитесь и вы! В сегодняшней статье речь пойдет про воздушных змеев.
Не забываем читать предыдущие статьи:
" Поднебесная страна 1.1." - немного истории о традиционном Китае.
"Поднебесная страна 1.2." - Китайский новый год и его традиции.
"Поднебесная страна 1.3." - Китайский гороскоп или 12 священных животных.
"Поднебесная страна 1.4." - Все по фэншую. Где что поставить и кто за что отвечает.
"Поднебесная страна 1.5." - Магия Китайских чисел. Счастливый ли у вас номер телефона?
"Поднебесная страна 1.6." - Боевые искусства, все о ушу, кунг фу и Брюсе ли.
1.7 Когда змеи летают
Одна из самых радостно-праздничных картинок китайской жизни – небо, усыпанное воздушными змеями. Оказавшись впервые на главной площади столицы Тяньаньмэнь, не сразу понимаешь, что означают эти парящие высоко в небе точки. Но потом видишь людей, чьи глаза прикованы к тем же летающим объектам, замечаешь в их руках тонкую веревочку-леску, и понимаешь – воздушные змеи. Хотя почему их называют змеями? У них тысяча форм и расцветок, и змеи – лишь небольшая их часть.
Нас, конечно, понятием «воздушный змей» не удивишь: даже если в детстве мы не развлекались подобным образом, мы знали об их существовании. Ничего удивительного – воздушные змеи известны в Европе с XVI века. Занимательно другое: их изобрели в Китае очень давно – в V или IV веке до н.э. Так что, как водится, мы снова немного отстали – в этот раз на 2000 лет.
Утверждают, что авторство в создании воздушного змея принадлежит человеку по имени Лу Пань, который жил в V в. до н.э. и был прототипом божественного покровителя ремесленников, которого века спустя называли Куншу Пянь. Есть объяснение и попроще: очень-очень давно в поле работал крестьянин и, спасаясь от нестерпимой жары, одел на голову бамбуковую шляпу, сделанную из мягких тканей дерева. Неожиданно налетевший сильный порыв ветра сорвал ее с головы крестьянина. Он бросился вдогонку, но смог поймать только тесемку – так и бежал, держа за веревочку шляпу, которая продолжала лететь по ветру. В какое-то мгновение он понял, как это забавно – летающая бамбуковая шляпа. Возможно, именно так и родился первый воздушный змей.
Говорят, что легендарный Куншу Пянь и философ Мо Ти, который умер в 380 г. до н.э., делали змеев в форме птиц, которые могли летать три дня и кувыркаться в воздухе. Несмотря на то, что запуск воздушных змеев – дело действительно веселое и забавное, на протяжении долгой истории их часто использовали в военных целях: начиняли порохом и взрывали, когда они достигали стана противника. Даже первое известное истории разбрасывание листовок в 1232 году производилось с воздушных змеев – так призывали к восстанию военнопленых, захваченных монголами.
Изобретательные китайцы использовали воздушных змеев и для рыбной ловли: пристраивали крючок и наживку к змею и запускали его далеко на середину озера или реки – чтобы близость лодки с людьми не спугнула рыбу.
С VII-VIII века в Китае были известны музыкальные воздушные змеи, которые свистели и стонали, а также издавали звуки, напоминающие мелодию арфы. К воздушному змею крепили узкую полоску бамбука – если полоска была одна, это называлось «ветряная цитра». Если бамбуковых полосок, закрепленных по периметру рамы, выполненной в форме тыквы, было семь, это называлось «орлиная лютня». При этом китайцы использовали технику, давно им известную: долгое время они крепили бамбуковые полоски к хвостам голубей – для достижения того же музыкального эффекта.
Что, казалось бы, может быть общего у воздушных змеев и философии? Как выясняется, немало. В традиционном Китае вообще ни одно стоящее дело или изобретение без философского осмысления не обходилось. Само использование воздушных змеев тесно связано с понятием «тяжелого ветра» – идеи даосской философско-религиозной школы, которая, в свою очередь, частично позаимствовала ее из традиций шаманства. Там таинственные путешествия по воздуху выполнялись или в состоянии транса или под воздействием наркотических средств. Похоже, для ранних даосов запускание воздушных змеев было одним из медитативных упражнений – они думали о Высшем Пути, наблюдая за парящими в небе созданиями: интимная связь с воздушными потоками постоянно корректировалась натяжением нити. Малейшие изменения порывов ветра, с которыми после нескольких упражнений мудрец уже был хорошо знаком, ассоциировались с воображаемыми полетами сознания.
Сегодня поэтичные китайцы так описывают полет воздушного змея: «Когда воздушные змеи парят в кристально чистом голубом небе, они похожи на рыбок и драконов, плавающих в воде, на орлов и лебедушек, скользящих по воздуху, на небожителей, оседлавших облака».
Китайские воздушные змеи – настоящие произведения искусства, выставленные во многих музеях мира. Рисунки поражают разнообразием: разноцветные карпы и бабочки, орлы и улитки, павлины и летучие мыши, герои классических произведений и маски Пекинской оперы, боги и драконы – всех не перечислишь. Не обходится и без современных веяний – воздушные змеи в форме трактора, архитектурного здания или любимой баскетбольной команды.
На протяжении столетий выработалась и классификация для воздушных змеев: драконы, мягкие крылья, жесткие крылья, гладкие, коробки, свободный стиль. Различаются змеи и по размерам: очень большие, большие, средние, маленькие, миниатюрные. Самые популярные сегодня – маленькие, их любят за скорость и прочность. Многие китайские города знамениты особыми разновидностями змеев. Например, Тяньцзинь – мягкокрылыми, а Вэйфан – многоступенчатыми, до 360 м в длину.
Китайцы верят, что игры с воздушными змеями полезны для здоровья. Запуская своего летающего друга весной, вы освобождаете организм от излишнего внутреннего жара (давления) и укрепляете иммунитет. Да и простое наблюдение за полетом небесных созданий приносит пользу: это хорошее упражнение для укрепления шейных позвонков и зрения.
Как вы уже поняли, лучшее время для запуска воздушных змеев – весна. Специалисты утверждают, что сразу после празднования Нового года по лунному календарю, нужно пережить семь ветров, которые обычно дуют из российской Сибири, и, проходя по пути через монгольскую пустыню Гоби, приносят много неприятно промозглых минут. Но и эта напасть проходит – и наступает самое время для запуска воздушных змеев, которые для меня четкий признак наступления настоящей весны: если вся Тяньаньмэнь усеяна летающими красавцами, можно быть уверенным – холодов больше не будет. У меня есть еще один четкий весенний индикатор – дорожная трасса из пригорода, где я жила: не успел закончиться Новый год, как вся трасса, ранее радостно украшенная красными фонариками, превратилась в настоящий зоопарк, только воздушный: продают воздушных змеев всех цветов и расцветок, настоящее пиршество для глаз.
Для запуска воздушного змея обычно нужно два человека: один - чтобы держать катушку с ниткой, а другой – чтобы держать самого змея. Для того, чтобы управляться с большими драконами, которые зачастую достигают 70-100 м в длину, нужно «соображать на троих»: один держит катушку и голову, другой – среднюю часть, а третий – хвост.
«Когда вы чувствуете приближение порыва ветра, просто отпустите своего змея», – объясняет Ван Цзиньфэн, жительница Пекина, в свободное время запускающая воздушных змеев на Тяньаньмэнь. Она пытается убедить меня, что дело это – совсем не трудное, но стоящий рядом ее муж категорически не согласен: «На самом деле это не так-то просто, этому нужно учиться, приобретать навыки». Нить, соединяющая змея с катушкой, постоянно должна быть натянута, время от времени ее нужно подергивать. «Не спешите отматывать нить, делайте это только тогда, когда чувствуете, что змей пытается оторвать вас от земли», – учит Ван Цзиньфэн.
Конечно, Тяньаньмэнь – одно из самых популярных мест для запуска воздушных змеев, здесь и зрителей побольше, да и иностранцы, увлеченные зрелищем парящих в небе орлов, драконов и прочих созданий, охотно их покупают, чтобы, вернувшись домой, поразить друзей и соседей. Но поклонников древнего искусства можно встретить практически в каждом парке и просто вдоль дорог. Для запуска нужно много свободного пространства, особенно если змеи – большие по размерам. Знатоки, например, утверждат, что площадь Лихуа с ее 2000 кв. м хороша только для запуска маленьких и средних змеев, а большим там негде развернуться. И не забывайте об ограничении, введенном Администрацией гражданской авиации: максимальная высота полета – 70 м, чтобы случайно не помешать заходящему на посадку или взлетающему самолету.
Цены на змеев – самые разные: от 2 до 360 долларов, а то и дороже, в зависимости от размера змея и известности мастера. Если небесное создание сделано из шелка и водонепромокаемой бумаги в городе Вэйфан, не надейтесь выторговать его дешевле 12 долларов.
Для многих китайцев запуск воздушных змеев – больше, чем просто хобби, это вся жизнь. Например, 50-летний Нань И и его друзья Линь Хунчжи и Гао Вэньнин все вечера проводят за этим занятием.
Нань И говорит, что змеи привлекали его с детства. А во время студенческих лет наблюдать за их парением было единственным лекарством от болей в шее – последствий упорной учебы. Позднее он научился сам делать змеев и начал участвовать в соревнованиях. С годами его искусство достигло почти совершенства, и теперь Нань И судит международные соревнования. В 1978 году он был одним из учредителей Пекинской ассоциации воздушных змеев, сегодня в нее входит около 1000 человек. В 1987 году Нань И вошел в тройку сильнейших на Национальной конкурсе в Вэйфане. На следующий год его пригласили в Нью-Йорк для демонстрации исскусства создания и запускания воздушных змеев, в 1990 году – в Новую Зеландию, а в 1991 – в Сингапур. В 1992 году сбылась его давняя мечта: он победил в Вэйфане.
Создание воздушных змеев – традиционное искусство, требующее сосредоточенности, мастерства и вдохновения. Первый шаг – дизайн. На ровной поверхности расстилается большой кусок шелка, и рисунок наносится сразу на ткань. Чуть дрогнула рука – будьте любезны, новый отрез шелка, но настоящий мастер делает это с первой попытки. Затем к рисунку крепится бамбуковый каркас, лишняя ткань обрезается. После этого к созданному «телу» крепится нитка или веревка.
Так создается большинство змеев. Но, например, на дракона нужно затратить гораздо больше усилий. Самое сложное в огромном драконе – голова. Сначала тонкие полоски бамбука нагреваются над спиртовой лампой, затем очень аккуратно гнутся – в соответствии с замыслом создателя приобретают желаемую форму. После этого несколько согнутых полосок крепятся вместе с помощью нейлоновой нитки – так создаются отдельные части будущей драконьей головы. Затем к каждой части прикладывается шелковая ткань, на которой обозначаются контуры. После того, как эта работа выполнена, бамбуковый каркас покрывается шелковой тканью, излишки ее обрезаются. Затем разные части головы собираются воедино, после чего приходит время сделать дракона видящим – сотворить глаза. Их обычно делают из двух выпуклых пенных дисков, прикрепленных к круглым картонным основаниям. В каждом основании есть небольшое отверстие, которое позволяет воздушным течениям вращать зрачки вокруг горизонтальной оси, расположенной в глазной впадине. Кстати, воздушные змеи с вращающимися глазами были известны в Китае уже в III в. до н.э. Законченная голова крепится к 40-50 метровому хвосту, и целый дракон привязывается к 300-метровой нитке. Нань И, который делает своих драконов без точных расчетов и инструкций, доверяя лишь интуиции, тратит на создание каждого около трех месяцев – правда, занимается он этим только в свободное от основной работы время. Каждый из его драконов стоит не меньше 600 долларов.
Мэн Юань – на другом полюсе воздушного бестиария: он создает миниатюрных змеев, самый маленький из которых – лишь 6 кв. см. Среди его созданий в основном бабочки, стрекозы и другие насекомые. «Больших змеев можно запускать только на широком открытом пространстве весной и осенью. А мне бы хотелось, чтобы люди запускали их и летом, и зимой. Поэтому я решил делать маленьких змеев, которым не нужны большие пространства и сильный ветер, они могут взлететь от самого слабого дуновения», – объясняет Мэн Юань. Процесс создания миниатюрных змеев несколько отличается от того, как делают больших. «Самое сложное – крепление бамбука к шелку. Я должен крепить их очень аккуратно, деликатно, потому что если даже хотя бы чуть-чуть в конструкции что-то будет не на месте, змеи не взлетят». Цель Мэнь Юаня – побить мировой рекорд в создании самого маленького воздушного змея. А еще он хочет сделать и очень большого – с головой дракона и телом змея, на котором будут закреплены портреты 108 китайских императоров.
Столица всеx воздушных змеев – город Вэйфан в провинции Шаньдун, где на миллион жителей приходится более 260 предприятий, производящих летающие чудеса. Причем производство фэнчжэн (именно так они называются по-китайски) подпитывает местную экономику на протяжении уже 600 лет. Так что принятое в 1983 году решение о проведении здесь международного фестиваля было естественным. Сегодня для участия в нем собираются энтузиасты со всего Китая и более чем 20 стран мира – как правило, больше 10 тысяч человек. Фестиваль, который проходит обычно с 20 по 25 апреля, оказался поистине золотой жилой для города – за 18 лет инвестиции оставили около 4 млрд. долларов.
Из участника и победителя Вэйфанского фестиваля Нань И превратился в одного из судей. Он говорит, что при определении победителя многое принимается во внимание: внешний вид змея, его конструкция, как он парит в воздухе. Оценивая внешний вид, судьи смотрят на рисунок, как собрана рама, на которой крепится шелковый или бумажный рисунок, в правильных ли местах произведено крепление, а также степень сложности, необходимая для крепления шелка или бумаги к раме.
Вторая задача судей – оценить полет. Для этого внимательно наблюдают, как змей взлетает, как долго спасобен парить в воздухе, как быстро достигает заданного участка. Если вдруг нитка запутывается, никаких штрафных очков не начисляется – просто весь процесс начинается заново. Состязания проводятся по различным категориям: мягкие крылья, жесткие крылья, вертикальные, свободные и т.д. Так что если кто думал, то запускание воздушных змеев – простое дело, ошибался: здесь правила не менее четкие, чем в спорте.
Воздушные змеи – в какой-то степени осуществление давней людской мечты о небе. Я впоминаю один из своих любимых фильмов – «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Помните сцену, с которой он начинается? Полетев с церковной колокольни, сначала испуганный, а потом все более завороженный, человек кричит: «Я летю! Летю!». И черт с ним – с грустным финалом полета, несколько секунд, в лучшем случае минут, парения стоят всех затраченных усилий. Мы говорим, что человек летает, как птица, а китайцы скажут – как дракон. Описывая полет дракона, они утверждали, что сначала он разгоняется, используя облака вместо ступенек, а потом, достигнув высоты 40 ли, начинает свободное парение, используя потоки воздуха. Не напоминает ли это описание всем знакомый дельтаплан, который позволяет человеку планировать в небе с помощью воздушных течений? Если хорошенько присмотреться, то дельтаплан очень похож на огромного воздушного змея, правда?
И это не просто ассоциация – первое упоминание о летающей конструкции, способной нести человека, найдено в письменных источниках династии Северная Ци (550-577 гг.). Исследователи утверждают, что первый полет на чем-то, очень напоминающем современный дельтаплан, был осуществлен в Китае в 559 г., ровно за 1335 лет до того, как Баден-Пауэлл сделал в 1894 году то же самое впервые в Европе.
А в IV в. известный китайский ученый Ко Хун описал принцип действия вертолетных лопастей – задолго до Леонардо да Винчи. Да и вообще Европа в IV веке переживала не самое лучшее свое время. Впрочем, это я так, к слову – к воздушным змеям это не имеет никакого отношения. Почти.
А до 1910 года все книги об авиации открывались главой о воздушных змеях. Да и первые авиаторы между собой часто называли свои аэропланы «змеями». Когда я была в музее аэронавтики в Вашингтоне, то заметила там фэнчжэн с надписью: «Первый искусственный летающий объект».
Полетаем?