"Госпожа Черная смерть"(Frau schwarzer Tod) называли враги нашу знаменитую Евдокию Завалий, командира мужского взвода морпехов.
Сами же морпехи прозвали ее бойцов по свойски - "Дуськин взвод".
В Википедии написано, что родилась Евдокия Николаевна Завалий в 1924 году. Сама Евдокия говорила, что в 1926. В июле 1941 года в небе над родным селом Новый Буг появились парашютисты и началась бомбежка села немцами. Сама Дуся говорила, что убегая от бомбежки, прибежала во двор своего дома. Там увидела раненого пограничника. Потом появились другие раненые, и Евдокия, как могла, всех перевязала подручными материалами. После боев пограничники уходили из села, и Евдокия пошла с ними. Бабушка очень плакала, когда поняла, что ее любимая внучка уходит. Потом благословила и сказала Дусе, что она четыре раза будет умирать. Бабушка Евдокии была травница, лечила людей и предсказывала судьбу. Дуся приврала о том, что ей уже исполнилось 18 лет. Хотя по факту ей было 15 с хвостиком. Службу свою Евдокия начинала санитаркой. При переправе через Днепр получила ранение, из-за которого ее чуть не комиссовали. После ранения Евдокия какое-то время находилась в запасном полку, и там же, вынесла из-под обстрела на себе раненого офицера.
Тут же произошло превращение на некоторое время Евдокии в Евдокима. Сама Евдокия рассказывала, что приехали офицеры за новыми бойцами для фронта. Офицер взял в руки ее документы и спросил:"Кто старший сержант Завалий Евдок.?" Ну Дуся не растерявшись, браво ответила, что мол, это я, Завалий Евдоким Николаевич (после госпиталя ее имя сократили и написали в документах вместо Евдокия Евдок).
Офицер говорит:"Через пятнадцать минут жду тебя на выходе". Так Евдокия превратилась в Евдокима. Прическа-ежик, одета в галифе да гимнастерку - ну чем не Евдоким? Конечно, сама себя Дуся не собиралась разоблачать, но страшно было. Потому что за такой обман ее могли расстрелять. Чтобы не мыться вместе с ребятами в бане, догадалась расцарапать свое лицо. Перебинтовали и через несколько часов Евдоким Завалий оказался на передовой.
В 1942 году Евдокия-Евдоким воевала недалеко от Моздока. Очевидец вспоминает, что старший сержант Евдоким Завалий командовал подразделением десантников. Им приказано было закрепиться на позициях. После этого поняли что окружены. Боеприпасов становилось все меньше и меньше, еда заканчивалась. Тогда Евдоким решил переправиться на противоположный берег реки, чтобы раздобыть боеприпасы и еду. Нашли какой-то кабель, привязали его одним концом за дерево, второй был в руках у Евдокима (Евдокии), чтобы река не унесла в сторону. На противоположном берегу Евдокия нашла много боеприпасов, которые лежали возле убитых немцев. Она все уложила на две плащ-палатки и поместила на самодельный плот. Потом решила раздобыть провиант. Легла в кусты возле дороги и затаилась. Утром пошла немецкая техника, а за техникой грузовики с продовольствием. Евдокия в одиночку смогла подбить один из грузовиков, уничтожить сопровождающих и раздобыть провизию, которую тоже поместила на свой самодельный плот. Где-то на середине реки была замечена немцами, но ее уже на смогли достать, да и ребята прикрывали своим огнем. Самое интересное, что ее бойцы так и не поняли, что командир женщина. Тайна раскрылась месяцев через восемь, когда Евдокия после ранения попала в госпиталь. Она сама рассказывала, что под Белгород-Днестровским немцы отступали, а ее бойцы преследовали их. Возле Евдокии взорвался снаряд и ее отбросило в сторону. Когда очнулась, поняла, что вокруг одни немцы, которые ходили и добивали раненых. Ее ударили штыком в живот, проверяя мертва ли она. Вскоре русские прорвались на этот берег. Раненую Евдокию нашли местные крестьяне.
Евдокия переживала, что ее вновь "сделают" санитаркой. Но командование учло заслуги, и Дуся была направлена на курсы младших лейтенантов. Поле учебы перед Дусей стояла очень важная задача: ей необходимо было добиться того, чтобы бойцы признали ее командиром. На тот момент это была семнадцатилетняя девчонка. Она сама признавалась, как трудно ей было это сделать. Потому что все были опытными фронтовиками, да и большинство намного старше ее. Некоторые сразу же говорили о том, что не будут бабе подчиняться. Там и возникло ироническое название, которое ей дали морпехи из соседних частей: "Дуськин взвод". Когда Дуся поднимала своих бойцов в атаку, они бежали впереди ее и старались прикрыть своего командира. А один из бойцов, самый строптивый, который поначалу не хотел признавать в Евдокии своего командира, закрыл ее своим телом от пули снайпера.
Когда наступали на Будапешт, ей поручили взять штаб немецкого командования. Евдокия и ее солдаты пошли по канализационным каналам. Дышать было нечем, им выдали несколько кислородных подушек, которыми по очереди дышали все бойцы. Несколько человек задохнулись в пути. Когда морпехи с криками возникли в немецком бункере, немцы даже не сопротивлялись.
Захватив бункер и документы, находившиеся в нем, Евдокия с ребятами стали вести огонь по немцам. Немцы, не понимая, кто стреляет из их сооружения, запаниковали и принялись палить друг в друга. Когда пленный генерал узнал, что разведчики шли по канализации и командир взвода девушка, он сказал, что это худшее издевательство, которое могли для него придумать русские. Он даже подарил Евдокии свой пистолет, а ее бойцы выгравировали на нем надпись.
После канализационных нечистот, Евдокия зашла в магазин парфюмерии, вылила духи в котелок и выплеснула на себя. С тех пор ароматы духов терпеть не могла.
Бабушка оказалась права и про ранения, и про смерть. Дусю хоронили два раза, четыре серьезных ранения она получила.
После войны Евдокия Завалий вышла замуж, родила детей. У нее были внуки и правнуки. Всю оставшуюся жизнь прошлое не отпускало Евдокию, и по ночам она ходила в атаку со своими бойцами.
Ушла из жизни эта удивительная женщина 5 мая 1910 года.